русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

О курсе РТВ в начальной школе.

 Урок с чудесами. 3 класс, гимназия №17, г. Петрозаводск.

 1. О курсе РТВ в начальной школе.    

     Перед Вами необычный, удивительный курс. Узнав о нем, люди, как правило, задают один и тот же вопрос: что это такое, нас этому не учили. И действительно, во все века всем было известно - обучать творчеству невозможно, талант либо есть, либо его нет. Все изменилось с началом разработок Г.С. Альтшуллера в 50-х годах в области теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). За десятилетия развития теории проведены тысячи семинаров, изданы сотни книг, разработаны десятки курсов обучения ТРИЗ.За эти годы была убедительно доказана эффективность методов ТРИЗ для решения творческих задач в самых различных областях: техническое творчество, научные задачи, развитие искусства, бизнес, решение социальных и психологических задач. ТРИЗ, разработанная в СССР, получила распространение во многих странах мира: США, Израиле, Франции, Великобритании, Финляндии, Германии, Вьетнаме, Японии, Южной Корее и др.  

     В основе ТРИЗ лежит переход от метода проб и ошибок в творчестве к целенаправленному применению различных приемов анализа и решения задач. Эти приемы были разработаны на основе глубоких исследований творчества. Их главное отличие от всех известных в этой области исследований состоит в том, что анализу подвергается не субъективные и психофизиологические процессы, наблюдаемые у людей, решающих творческие задачи, а объективные результаты творческого труда. Анализ сотен тысяч изобретений в самых разных областях творческой деятельности позволил выявить конкретные законы развития различных систем. Оказалось, что совсем не обязательно в творческом порыве методом проб и ошибок искать решение сложных задач. Достаточно знать общие закономерности развития систем (будь то технические, социальные, научные или иные системы) и правила анализа и разрешения противоречий, разработанные в ТРИЗ.

     Применение ТРИЗ предполагает серьезные изменения в мышлении и в жизненной позиции людей. Всегда сложно отказаться от простого перебора вариантов, заменив его, на дисциплину четкой последовательности приемов и правил. С удивительным упорством мы готовы отстаивать свое право на совершение многочисленных ошибок. Не меньшей психологической сложностью является доказательство того, что мир изменяем. С еще большим трудом удается выработать активную жизненную позицию: мир не просто изменяем, ты сам способен его изменить. Все эти трудности применения методов ТРИЗ делают необходимым внедрение обучения ТРИЗ в школу. Это не означает, что после полного внедрения обучения ТРИЗ в школе все человечество превратится в общество творческих личностей, как не превратилось общество в математиков, физиков или химиков после внедрения этих предметов в школу. Методы ТРИЗ становятся элементом культуры современной цивилизации, культуры мышления людей.

     Обучение элементам ТРИЗ в начальной школе, на наш взгляд, имеет две существенные особенности: с одной стороны, это особенности самой начальной школы. Именно в эти годы основным вектором обучения является развитие мышления. Знания, получаемые в школе, могут оказаться малоэффективными без умения использовать их в нестандартных ситуациях, при решении творческих задач. В средних и старших классах основной упор делается на приобретение новых знаний. С другой стороны, это особенности тех разделов ТРИЗ, которые направлены в первую очередь на развитие творческого воображения (РТВ), развитие системного мышления, приемы фантазирования и другие разделы ТРИЗ, связанные не со специальными приемами анализа и решения творческих задач, а с развитием мышления в целом.
 
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ КУРСА РТВ:

- убедить детей - мир полон тайн и загадок, которые они способны раскрыть СОБСТВЕННЫМИ силами;
- обучить основным механизмам творческого 
воображения, позволяющим находить и раскрывать эти тайны;
- использовать механизмы РТВ для психологической 
коррекции, развития восприятия, внимания, памяти, эмоций, мышления.

3. ПОСТРОЕНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА РТВ.

     Всякий раз, готовясь к занятиям по РТВ, я жду что-то неожиданное, новое от каждого класса, каждой группы, в которых работаю. И ожидания мои не напрасны: новые загадки, пословицы, сказки, просто неожиданный вопрос - все это делает уроки РТВ маленькой встречей с чудом. Как же рождается это чудо? Из чего состоит это чудо?
     Начиная свою работу десять лет назад, я чувствовала 
себя первооткрывателем новых таинственных миров, когда весь предыдущий опыт, обучение, навыки педагогической работы постепенно выстраиваются в определенную систему общения с детьми, путешествия вместе с ними в мир творчества.

     Первой в этой системе появилась"Программа по курсу развития творческого воображения (РТВ) для начальных классов средней школы" (1994-1995 учебный год). В этой работе выстроена система занятий по РТВ с 1 по 3-й классы (по системе 1-4 – это 2-4 классы). Выделены основные цели курса РТВ, линии проведения занятий. "Программа..." - это маршрут, по которому будет проходить наше путешествие. Необходимо надежное снаряжение. Для работы на уроке для детей разработаны "Рабочие тетради" для  1-го класса - "Школа сказок"; для 2-го класса - "Город Фантазий"; для 3-го класса - "Планета Неразгаданных Тайн" (1997-1998 учебный год). Это своеобразный дневник, который ведет каждый ученик, путешествуя вместе с учителем и героями тетради по миру своей фантазии. У учителя, проводящего занятия по РТВ, непростая задача - он должен стать надежным проводником в мире творчества, сделать так, чтобы создание оригинальных творческих идей, поиск и решение творческих задач стали для его воспитанников ежедневной потребностью. Воспитание в ходе уроков РТВ активной жизненной позиции - позиции творца, созидателя - это, пожалуй, самая главная цель всего курса. "Методические руководства по курсу РТВ" содержат подробные рекомендации по проведению занятий по РТВ. Подготовлены 6 таких пособий - по две для каждого класса (на 1-е и 2-е полугодия).

Часть первая. "Школа сказок" (1 класс 1 полугодие).

Часть вторая. "Школа сказок" (1 класс 2 полугодие).

 

     Особенная прелесть уроков РТВ заключается в том, что эти уроки никогда не повторяются точно, ни один урок не похож на другой. В занятиях по РТВ, как ни на каком другом уроке, могут отразиться ваши увлечения, интересы ваших учеников. Любое упражнение, игра, психотехника только выиграют, если вы дополните и разовьете их. Творите вместе с детьми!

     При построении урока и информационных блоков в программе по РТВ важно учитывать, какие знания, умения и навыки необходимо сформировать прежде, чем приступать к разбору сложных тем. Так без хорошей подготовки системного и образного мышления, без построения системной картины мира невозможна, на наш взгляд, хорошая работа по фантазированию и решению творческих задач. Поэтому в программе отражено постепенное усвоение тех или иных знаний, приобретение умений и навыков, увеличение уровня подготовки учеников.

     При подготовке курса РТВ значимость общего планирования несколько уступает по важности умению оперативно формировать очередное занятие. Если быть более точным, то необходимо говорить не о плане курса РТВ, а о механизме формирования занятий. Преподаватель может точно и не знать, в какой день, какой именно теме будет посвящен урок, но он должен иметь максимально полный набор правил, по которым занятие будет сформировано (синтезировано).

     Можно перечислить некоторые правила синтеза занятий по РТВ:
     - методы, приемы и правила РТВ, которые необходимо 
изучить;
     - общая сюжетная линия курса и способы создания 
мотивов обучения;
     - линии проведения занятий и модель урока;
     - модели заданий и подвижных игр;
     - личная картотека задач и примеров преподавателя;
     Можно раскрыть эти правила чуть подробнее.
 
     3.1. МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ПРАВИЛА РТВ:    

     - системный оператор;
     - морфологический анализ;
     - метод фокальных объектов;
     - мозговой штурм;
     - приемы фантазирования (фантограмма, приемы Дж. 
Родари и др.);
     - механизмы решения изобретательских задач 
(противоречия, ИКР, ресурсы, приемы разрешения противоречий);
     - моделирование процессов и явлений в природе и 
технике методом маленьких человечков (ММЧ);
     - развитие речи на основе моделей построения 
различных литературных жанров (загадки, пословицы, сказки, фантастические рассказы);
     - изучение научной фантастики доступной данному 
возрасту.
 
     3.2. ОБЩАЯ СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ КУРСА; СПОСОБЫ
СОЗДАНИЯ МОТИВОВ ОБУЧЕНИЯ.     Уроки РТВ - это всегда маленькое открытие, на каждом уроке, как звезды на небе, зажигаются искорки таланта каждого ребенка. Даже маленькие успехи в познании самого себя и окружающего мира делают необыкновенно привлекательным весь процесс обучения. Курс РТВ построен как путешествие по бесконечному, таинственному миру знаний с помощью воображения, которое в ходе занятий становится все более управляемым и открывает все новые грани как самого ребенка, так и окружающего мира.

     Для первоклассников очень важно, чтобы каждый урок имел конкретный результат. По ходу проведения занятий дети выполняют задания, из которых составляется "Книга Сказок". Героев книги придумывают сами ребята. В Книгу входят только лучшие работы учеников.

 Второклассники уже многое могут сделать самостоятельно, да и путешествие по городу собственной Фантазии не может ограничиться рамками урока. Для детей бывает очень важно утвердить себя, показать одноклассникам, на что они способны, уроки РТВ предоставляют такую возможность. В этом также могут очень помочь внеклассные мероприятия и, что очень важно, дети убеждаются в работоспособности предлагаемой им методики, применяя ее на практике.

Для ребят постарше, для третьеклассников, одним из главных направлений работы может быть систематический сбор картотеки. Научить ребят выбирать из потока каждодневной информации только то, что действительно может пригодиться для их работы, - очень кропотливый труд, требующий большого терпения и настойчивости. Тем более, что интересы третьеклассников обычно весьма разнообразны, да и ответы на их вопросы могут лежать в очень разных областях.
 
     3.3. ЛИНИИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:    

     - развитие ассоциативно-образного и системного мышления;
     - подходы к изобретательству;
     - работа с информацией (картотека);
     - работа по созданию конкретных творческих продуктов 
(загадки, пословицы, сказки, рассказы, модели технических систем, изделия из природного материала и др.)
     - психологическая коррекция и развитие речи.
 
     3.4. МОДЕЛЬ УРОКА: 

    1. Разминка:
     - упражнения на координацию, ритм + скороговорка;
     - упражнения для пальчиков + скороговорка;
     - упражнения на внимание;
     - совместить несовместимое.
     2. Проверка домашнего задания.
     3. Вход в урок (да-нетка, фокус, загадка)
     4. Новая тема (игры в сюжете).
     5. Психотехнические игры.
     6. Упражнения на развитие речи или создание 
творческого продукта.
     7. Подведение итогов.
     Конечно, не всегда удается точно следовать модели, 
иногда детская фантазия выходит за рамки любой схемы. И все-таки построение урока по модели делает вашу работу разнообразнее и в то же время облегчает подготовку. 

     3.5. МОДЕЛИ ЗАДАНИЙ И ПОДВИЖНЫХ ИГР.

    При подготовке занятий использованы методические разработки по синтезу заданий: модели заданий, синтез пословиц, работа по описанию картинок (Мурашковска И.), модели загадок (Нестеренко А.), схема создания сюжетов сказок (Альтшуллер Г.), синтез подвижных игр (Гафитулин М., Сычев С.). При необходимости могут быть разработаны новые модели загадок и упражнений.

М. Рубин, Н. Рубина
Петрозаводск, 27 августа 1993 - 19 июня 1996г.

  на главную | наверх