русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

Программа по курсу РТВ.

 "Это очень увлекательно!" Артек, 2003 г. Баскин Эдик, 5 класс.

"ШКОЛА СКАЗОК"
курс РТВ для 1-го класса.
(1 полугодие)

"Я знаю, что надо придумать...". Знакомство. (1 ч.) Знакомство учителя с учениками и учеников с учите-лем; знакомство с героями "Рабочей тетради" и установле-ние "правил игры"; знакомство с предметом: что такое вооб-ражение, зачем нужно его развивать, чему мы научимся на уроках РТВ. Важно с первого урока создать у детей ощуще-ние необычности всего происходящего, показать, что имен-но на уроке РТВ они могут позволить себе искать ответ на вопросы вместе с учителем,  не боясь ошибиться в своем по-иске, предлагая самые невероятные решения и задавая как можно больше "трудных" вопросов.

Тема 1. Что из чего состоит? (система - целое, со-стоящее из частей). (2 ч.)Любой предмет можно разделить на части; целое об-ладает новыми свойствами; мир системен - невозможно най-ти не систему; системы очень разные - технические, биоло-гические, художественные, социальные (дети интуитивно разделяют игрушку на части, чтобы узнать, как она действу-ет. Задания, предложенные в этой теме, помогают сделать  процесс разделения или анализа сознательным и применять его к любым, даже самым сложным системам).

Тема 2. Что где находится? (система - часть над-системы). (2 ч.)Системы существуют не сами по себе,  а в окружении и взаимосвязи с другими системами;  любое изменение сис-темы влияет на всю надсистему;  все связано со всем.

Тема 3. Что какое; кто какой? (свойства систем). (2 ч.)Все системы похожи друг на друга и отличаются  своими свойствами; нет двух совершенно не похожих друг на друга предметов: все неповторимо и уникально, нет в ми-ре двух, настолько не похожих друг на друга предметов, чтобы невозможно было найти что-то общее между ними (подобные наблюдения обогащают мир образов ребенка, помогают взглянуть на мир глазами художника; для реше-ния задач человек использует различные свойства систем (для решения задач необходимо активное использование детьми знаний о свойствах систем.)

Тема 4. Как узнать? (органы чувств человека, каналы восприятия). (2 ч.)Как обнаружить те или иные свойства систем (этот,  на первый взгляд, простой вопрос требует от ребенка немало знаний. Знание и умение находить свойства систем невоз-можно без доведенного до автоматизма навыка делить сис-тему на части и прослеживать надсистемные связи); трени-ровка внимания,  ловкости и точности движений; особенно-сти различных каналов восприятия (зрительного, аудиально-го и кинестетического); решение задач на обнаружение (для успешного решения задач на обнаружение, кроме навыков по разделению системы на части и нахождения взаимосвязей в различных надсистемах, необходимо активное использо-вание умения выделять нужные свойства).

Тема 5. Кто что умеет или для чего? (функции систем).   (2 ч.)Эта тема обычно несколько труднее для понимания, чем предыдущие, поэтому, прежде чем приступать к ее изу-чению важно хорошо проверить, насколько глубоки полу-ченные знания. Обычно для выполнения той или другой функции необходимы системы с определенными свойства-ми; свойства системы по-разному проявляются в разных надсистемах,  в разных взаимодействиях;  необычные при-менения обычных предметов.

Тема 6. Стеклянный город (обобщение). (1 ч.)Чем больше у системы различных свойств, тем разно-образнее ее применение; изменение любого свойства влияет на всю систему; система с новыми свойствами по-другому взаимодействует с другими системами.  (Моделирование та-кой сложной системы как город позволяет в интересной иг-ровой форме проверить и еще раз закрепить различные уме-ния и навыки:  умение делить системы на части, находить различные свойства,  прослеживать взаимосвязи между сис-темами,  видеть последствия изменений свойств системы,  прогнозировать положительные и отрицательные последст-вия этих изменений).

Тема 7. Что было и что будет? (изменения систем во времени). (2 ч.)Все изменяется во времени;  изменение во времени как прием решения задач;  сегодня первый день всей твоей будущей жизни,  постарайся не потерять его.

Заключение.
Диагностическая контрольная работа (ДКР). (1 ч.)
Что проверяется:
 системность (система - целое, состоящее из частей, сис-тема - часть надсистемы);
 методика решения задач (свойства и функции - ресурсы для решения задач);
 прогнозирование (системы изменяются во времени);
 широта восприятия (систему можно увидеть, услышать, почувствовать).
Что должны уметь дети:
1.  Выделять возможно больше частей систем, выделять воз-можно больше надсистем для данной системы; перено-сить систему в другие надсистемы; выделять части систе-мы, необходимые для решения задачи.
2.  Выделять возможно больше  свойств и функций систем; выделять свойства и функции систем, необходимые для решения задачи; переносить свойства и функции одной системы на другие.
3.  Прогнозировать  изменения систем  во времени (линия прошлое - настоящее - будущее).
4.  Определять, что и как можно узнать о системе.

 "ШКОЛА СКАЗОК"
курс РТВ для 1-го класса.
(2 полугодие)

ПРИГЛАШЕНИЕ В СКАЗКУ (вводный урок). (1 ч.)Уроки РТВ во втором полугодии 1-го класса посвя-щены изучению методик сочинения сказок. Главная задача первого урока - погрузить детей в атмосферу сказки, научить видеть сказочные образы вокруг себя. Сказка может по-встречаться повсюду; сказка, как и любая система, состоит из частей; сказку можно увидеть, услышать, почувствовать; все в сказке взаимосвязано.

ТЕМА 1. Сказки о системах (повторение). (1 ч.) Работа по схеме:
- я вижу...
- я слышу...
- я чувствую...
Сказочные описания (развитие речи).

ТЕМА 2. Сказки от слова «почему?» (1 ч.)Любой процесс или любое событие можно предста-вить в виде отдельных кадров,  что позволяет увидеть вре-менные взаимосвязи. Работа по методике сочинения сказок от слова "почему?"

ТЕМА 3. «Испорченные» сказки. Сказки наобо-рот. Сказки с продолжением. (1 ч.)Сказка - система,  как любая система состоит из час-тей, изменяется часть - изменяется и вся система. В разных надсистемах системы ведут себя по-разному, проявляют разные свойства. "Испортив" сказку, дети начинают интуи-тивно чувствовать ее структуру, взаимосвязи внутри сказки.

ТЕМА 4. Конструктор для сказок. Карты Проппа. (5 ч.)Уроки РТВ, посвященные картам Проппа, построены с использованием русских народных сказок, сказок Андер-сена, братьев Гримм, Пушкина и др. Это удивительный, полный тайн и неожиданных открытий мир. В нем дети по-чувствуют себя свободно,  раскованно и могут по-настоящему творить. Изучение структуры сказки. Знакомст-во с картами Проппа. Сочинение сказок с использованием структуры сказки, выявленной В.Я. Проппом. Игры с карта-ми Проппа.

ТЕМА 5. "Сказка ложь, да в ней намек..." (пословицы). (3 ч.)Методика сочинения пословиц. Как могла появиться такая пословица - сказочные истории. Раскадровка сказки. Сочинение пословиц по раскадровке сказки. Раскадровка помогает решить очень многие проблемы. Дети учатся пере-сказывать, а так как предмет пересказа всем хорошо знаком, то ошибки или даже неточности сразу поправляются. Дети учатся устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

Путешествие по сказкам (обобщение). (1ч.)Сочинение сказки с помощью любой из изученных методик. Иллюстрации к сказке. Постановка сценок из сказ-ки.

Заключение. 
Диагностическая контрольная работа. (1ч.)
Что проверяется:
•  системность (все связано со всем - взаимосвязи и  взаимодействия между системами);
•  широта восприятия (системы в различных надсис-темах);
•  методика решения задач;
•  методики сочинения сказок.
Что должны  уметь дети:
- применять знания о системах, их свойствах и функ-циях для описания различных объектов;
- использовать знания о свойствах и функциях систем для решения простых изобретательских задач;
- устанавливать взаимосвязи  между различными сис-темами;
- выявлять различные свойства систем в различных взаимодействиях и надсистемах;
- использовать различные методы ля сочинения ска-зок.

 ГОРОД ФАНТАЗИЙ
курс РТВ для 2-го класса
(1 полугодие).

Приглашение в путешествие. Знакомство с горо-дом Фантазий.  (1ч.)Курс РТВ для 2-го класса  - это путешествие в Город Фантазий, в котором постепенно приобретаемый жизненный опыт ребенка может стать основой для освоения методик получения новых фантастических идей, решения творческих задач, выполнения небольших творческих проектов.
Основная тема, которая проходит через весь курс для 2-го класса, - это город, задачи, возникающие в городе, за-дачи, решаемые при создании городов. Прежде чем присту-пить к изучению методики решения творческих задач, нам нужно научиться мысленно изменять окружающие системы, прогнозировать возможные последствия таких изменений, выявлять причины нежелательных последствий (т.е. какие подсистемы или свойства системы привели к этим последст-виям).

ТЕМА 1. Картотека - первый шаг на пути к твор-честву. (1ч.)Как организовать творческую, научно-исследовательскую работу младших школьников - задача не из легких. Одним из наиболее доступных и  продуктивных способов организации такой работы может стать ведение картотек по самым разным направлениям. Для чего нужна картотека. Как правильно вести работу по созданию карто-теки. Оформление первых карточек.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ГОРОДЕ ФАНТАЗИЙ(методы активизации творческого мышления).
ТЕМА 2. Морфологический анализ; метод фанта-стического вычитания. (1ч.)Достоинства и недостатки метода морфологических таблиц. Получение фантастических идей с помощью метода морфологической таблицы. Любая система развивается, преодолевая свои проблемы или разрешая противоречия. Для того, чтобы лучше понять функции той или иной слож-ной системы, бывает интересно посмотреть, что изменится, если эта система исчезнет.

ТЕМА 3. Необыкновенные обитатели г. Фантазий (прием оживления.) (1ч.)Подбирая черты характера, которыми может обладать тот или другой предмет, дети учатся анализировать и себя, и своих одноклассников, ведь вымышленный персонаж они невольно сравнивают с окружающими людьми. Необычный поворот знакомого тренинга дает повод еще раз поговорить о психологической инерции как о том,  что мешает творче-скому мышлению. Необходимо обратить внимание и на ра-боту по развитию речи. Как правило, запас слов для образ-ного описания характера персонажа у второклассников да-леко не большой, данная тема дает хорошую возможность сделать работу по развитию речи интересной и увлекатель-ной. Придумывая нового героя для своей истории, ребята вместе с учителем пользуются вполне конкретными приема-ми, что является очень хорошей подготовкой к новым те-мам: приемы фантазирования, методика решения задач.

ТЕМА 4. Волшебный магазин (МФО: метод фо-кальных объектов). (1ч.)Метод фокальных объектов очень хорош для повто-рения и закрепления умений и навыков по выявлению и ис-пользованию свойств систем. Перенося свойства одной сис-темы на другую, иногда очень далекую, дети учатся видеть связи между системами, глубже понимают, что стоит за тем или иным свойством. Сочинение сказок для рекламы столь необычного товара может стать хорошим началом для инте-ресной творческой деятельности. Можно, например, органи-зовать аукцион или ярмарку, устроить конкурс среди учени-ков на лучшую сказку или лучшую раскадровку сказки.

ТЕМА 5. Приемы фантазирования. (6ч.)- уменьшение - увеличение; (1ч.)
- объединение - разъединение; (1ч.)
- наоборот; (1ч.)
- ускорение - замедление; (1ч.)
- перемещения во времени. (1ч.)
- бином фантазии (Дж. Родари). (1 ч.)
Приемы фантазирования - центральная тема 1-го по-лугодия 2-го класса. Основой для ее изучения служат знания, умения и навыки, приобретенные при изучении системного оператора в 1-м классе, поэтому прежде, чем приступить к этой теме, необходимо провести мониторинг знаний сис-темности. С этой целью в начале каждого урока проводятся 5-10 минутные фронтальные опросы, позволяющие быстро определить пробелы в знаниях учеников, и оперативно включить в план занятия упражнения, восполняющие эти пробелы. Кроме того, выполняя задания по теме приемы фантазирования, можно обратить особое внимание на ис-пользуемые в них понятия системности. Применяя приемы фантазирования для изменения окружающего мира, мы даем ребенку инструмент для познания этого мира. Хорошо из-вестно, что для того чтобы узнать, как устроена игрушка, ре-бенок разделяет ее на части. Человек, природа, город - слишком велики и сложны, чтобы разделить их как игрушку. Применяя приемы фантазирования, сначала вместе с учите-лем, а затем и самостоятельно и, что очень важно, вполне осознанно, дети получают возможность разобрать весь мир по частям, почти как игрушку, чтобы затем, соединив, полу-чить свой, оригинальный, нестандартный взгляд на мир, чтобы понять, как он устроен.
На примере применения приема наоборот в художе-ственных произведениях (“Королевство Кривых Зеркал”, “Сказка о потерянном времени” и др.) можно показать, как с помощью приемов фантазирования получить фантастиче-ские ситуации и построить на их основе сказку или фанта-стическую повесть.
Прием ускорение - замедление предоставляет хоро-шую возможность организовать для детей веселые, подвиж-ные упражнения, причем использовать такие упражнения для отдыха, снятия напряжения, переключения на другой вид деятельности, можно на любом другом уроке.
Перемещение во времени - еще один хороший пример для того, чтобы показать взаимосвязи внутри сложной сис-темы: что было бы, если в современном городе появился старинный экипаж или шарманщик запел свою грустную песню?
Репортажи из города Фантазий (обзор изученных тем). (1ч.)Применение изученных методов и приемов для полу-чения фантастических идей и написания заметки в газету города Фантазий.

Заключение.
Диагностическая контрольная работа (ДКР). (1ч.)
Методики, предлагаемые для изучения во втором классе, позволяют посмотреть на самые простые, привычные предметы и явления глазами фантазеров и изобретателей. Дети убеждаются: мир изменяем, и изменить его может хо-рошо управляемая фантазия. Как правило, при хорошей под-готовке в первом классе дети прекрасно ориентируются в понятиях системности и начинают осознанно применять их в своей учебной деятельности. В этом можно убедиться, проанализировав работы детей по прогнозированию нежела-тельных последствий изменений системы или ее частей. Применение приемов фантазирования для решения задач поможет продиагностировать готовность детей к следую-щей, наиболее трудной теме: методика решения творческих задач.

Что проверяется:
• Ведение картотеки и работа с информацией;
• методы активизации творческого мышления;
• приемы фантазирования;
• методика решения задач.
Что должны уметь дети:
- работать с различными видами информации;
- получать фантастические идеи различными способами;
- изменять свойства, функции, структуру систем с помощью приемов фантазирования;
- применять приемы фантазирования для решения простых изобретательских задач.

 ГОРОД ФАНТАЗИЙ
курс РТВ для 2-го класса
(2 полугодие).

ВВЕДЕНИЕ. Мир трудных задач.  (1ч.)На первом уроке по теме "Методика решения задач" очень важно использовать знания и опыт, приобретенные детьми на уроках РТВ. Разбор задачи. Определение проти-воречия. Правила формулировки противоречия.

Методика решения задач. 
ТЕМА 1. "Не было бы счастья, да несчастье по-могло." (Противоречия). (2ч.)Тема противоречия является одной из центральных тем всего курса РТВ. Хорошей подготовкой к восприятию этой темы является работа с приемами фантазирования, ре-шение задач да-неток. Изменяя систему и прогнозируя по-следствия такого изменения, дети фактически учились фор-мулировать противоречия. Важно показать детям, что фор-мулировка противоречия помогает, не перебирая множество вариантов, быстро найти решение задачи. Часто дети не сра-зу принимают новый способ поиска ответа на необычные ответы, ведь случается, что простая смекалка помогает ре-шить несложную задачу. Предложите задачи посложнее, по-старайтесь вместе с детьми найти проблемную ситуацию в жизни класса и, сформулировав противоречие, разрешить ее.

ТЕМА 2. "И холодное, и горячее..."  Физическое противоречие. (2ч.)Тема физические  противоречия - одна из самых трудных для понимания детьми. В данном случае большую роль может сыграть понимание и автоматическое использо-вание знаний, умений и навыков по выявлению и нахожде-нию противоположных свойств. Необходимо достичь пони-мания каждым учеником данного материала, т.к. он является базой для построения методики решения задач. Проверить насколько глубоко усвоена тема можно при решении задач, поэтому нужно предоставить каждому ученику в устной или письменной форме возможность самостоятельно решить 2-3 задачи. Можно выделить для этого отдельный урок или сде-лать из решения задач увлекательный конкурс, перенеся их решение домой. Это упражнение является одновременно и способом набрать фонд примеров применения приемов раз-решения противоречий. Без этого фонда невозможно будет организовать поисковую деятельность детей при изучении приемов разрешения противоречий. И т.к. у детей будет возможность собрать такой фонд не только на уроке, но и дома, можно предложить им формуляр для оформления со-ответствующих карточек:
1.  Противоречие.
2.   Способ разрешения.
3.   Источник информации.
Лучшей тренировкой по формулированию противо-речий является, конечно, решение.  Противоречивые загадки.

ТЕМА 3. "Ступайте, сани, домой сами..." (идеаль-ность). Проект "Идеальная парта". (3ч.)  
Изучение данной темы полезно начать с повторения и закрепления знаний, умений и навыков, полученных при знакомстве с функциями систем. Повторение можно провес-ти в форме небольшого тренинга, например, написать или нарисовать все работы, которые может выполнять расческа. Закон стремления к идеальности - один из основных законов развития технических систем. Дети легко находят в своей жизни примеры, подтверждающие его действенность. Идеал - это мечта, фантазия, как правило, недостижимая. Но стремление к идеальности - надежный критерий правильно-сти выбранного направления решения задачи. И если проти-воречие показывает, где возникла задача, то ИКР задает на-правление возможного решения. Вот где потребуется по-настоящему дерзкий, смелый полет фантазии. Ведь решение, подсказанное правилами идеальности, похоже скорее на сказку, на волшебство. Надо сказать, что не каждый ребенок, в нашем рациональном мире, способен сразу воспринять столь необычный способ мышления, не испугаться новых неординарных идей, не отступить в последний момент. В этом состоит и главная трудность, с которой приходится сталкиваться на уроках РТВ: детская фантазия, которой, ка-залось бы, не должно быть границ, оказывается скованной психологической инерцией, вызванной огромным потоком информации. И если удается вместе с ребенком преодолеть сложившиеся стереотипы, какие удивительные открытия ждут вас на “неведомых дорожках” города Фантазий. Поня-тие ресурсы базируется на понятиях, изученных в теме свой-ства. Особое внимание нужно уделить способам обнаружить неявные свойства и способам изменить свойства.
Урок по теме "Проект "идеальная парта" - особенный урок. Прогнозирование развития систем на основе законов, выявленных в ТРИЗ - одно из наиболее сложных и интерес-ных направлений развития самой теории. В курсе РТВ для начальной школы дети, безусловно, получат только самое общее представление о прогнозировании методами ТРИЗ. Однако, даже небольшой учебный проект, проработанный вместе с учителем, - это настоящая исследовательская работа того уровня, который доступен ученикам младшей школы.
Работа в исследовательском проекте дает возмож-ность обобщения и применения на практике системного подхода, методов решения задач, навыков работы с картоте-кой.

ТЕМА 4. "Используй то, что под рукой, и не ищи предмет другой" (ресурсы). (2 ч.)Максимальное использование имеющихся в системе ресурсов  - одно из самых важных условий решения творче-ской задачи. Какие бывают ресурсы. Решение задач. Моби-лизация ресурсов для преодоления модельной конфликтной ситуации (задачи Робинзона). Информация, каналы воспри-ятия, язык жестов, интонация, мотивы и т.п. - ресурсы для решения межличностных задач. Необычное использование привычных предметов.

ТЕМА 5. Решение задач из различных областей знаний. (4ч.)Использование изученных правил для  решения задач из различных областей знаний (техника, биология, история и др.) Межличностные задачи.

ТЕМА 6. Проект "Идеальный город". Повторение и закрепление изученного во 2-м классе. (2 ч.)Работа по небольшому исследовательскому проекту (история города, городской транспорт и др. проблемы горо-да). Проект "Идеальный город" является продолжением на-шего знакомства с методами прогнозирования на основе ТРИЗ. Работа учеников начальной школы по исследователь-скому проекту не может, конечно, претендовать на глубокое научное исследование. Важно, чтобы дети с самого раннего возраста получали навыки исследовательской работы. Кроме общего развития мышления эти навыки необходимы для дальнейшей успешной учебы.

Заключение.
Диагностическая контрольная работа. (1ч.)
Методика решения творческих задач - это не просто набор правил, позволяющий расширить возможности наше-го мышления, заставить поиграть наше воображение. Алго-ритм Решения Изобретательских Задач (АРИЗ) - это новый способ мышления, новый взгляд на мир - взгляд созидателя,  взгляд творца. Для того  чтобы суметь воспользоваться этой методикой, нужно многое знать и уметь - “АРИЗ - инстру-мент для мышления, а не вместо мышления.” (Г.С.Альтшуллер, “Найти идею”). Поэтому в этой работе стоит обратить внимание не столько на точность формули-ровок, сколько на оригинальность принятых решений, по-стараться проследить ход рассуждений. Необходимо предос-тавить ученикам возможность раскрыть свои способности, поэтому задания должны быть как можно более гибкими, позволяющими проявить фантазию и использовать весь опыт ребенка.
Что проверяется:
•  формулирование противоречий;
•  формулирование ИКР;
•  виды ресурсов;
•  решение простых изобретательских задач.
Что должны уметь дети:
- выделять и формулировать противоречия;
- выделять противоречивые свойства; находить часть системы, в которой возникло противоречие; выделять взаи-мосвязи и взаимодействия, вызывающие противоречие;
- формулировать идеальное решение;
- мобилизовать ресурсы;
- прогнозировать последствия предлагаемых изменений.
 

Планета неразгаданных тайн
курс РТВ для 3 класса
(1 полугодие).

 Введение. "Шкала "Фантазия - 2". (1ч.)Тема "Шкала Фантазия-2" - это своеобразное подве-дение итогов проведенной работы. Если тема вызывает у де-тей живой интерес и желание проверить самого себя, свои работы по столь строгим критериям, можно с уверенностью сказать, что занятия по РТВ достигли своей главной цели: творческая работа становится для детей ежедневной потреб-ностью.
Методика решения задач (повторение).

Противоречия, идеальность, ресурсы. (2ч.)Для повторения методики решения задач можно вы-брать самые разнообразные формы. Это могут быть и кон-курсы на лучшие решения задач с подготовленными заранее призами. И уроки-путешествия в историю различных техни-ческих систем, на которых дети сами смогут сделать изобре-тения,  встречающиеся на пути развития техники. И, нако-нец, это может быть путешествие на далекую неизведанную планету, жители которой давно решили проблемы совре-менной техники и науки - вот где простор для фантазии, од-нако необходимо, чтобы все прогнозы и фантастические проекты были хорошо обоснованы и базировались на мето-дике решения творческих задач.  Итогом повторения может стать небольшая проверочная работа,  в которой дети будут иметь возможность показать все умения и навыки, приобре-тенные ими по теме "методика решения задач". Основная трудность, с которой может столкнуться учитель во время подготовки этой темы и проверочной работы, - это необхо-димость большой и разнообразной картотеки задач.

Приемы разрешения противоречий (4 ч.)Тема "Приемы разрешения противоречий" требует от детей и учителя свободного владения целым рядом правил и понятий. Это, прежде всего, системный оператор, свободное владение системными переходами. Очень важно и понима-ние тем "Противоречия", "ИКР", "ресурсы". Ведь одно из главных преимуществ методики Теории Решения Изобрета-тельских Задач заключается в последовательном примене-нии механизмов, позволяющих без пустого перебора вари-антов изменять именно те свойства системы, именно теми приемами, которые позволяют достичь нужного результата при наименьших затратах времени, материалов и энергии. При работе по выявлению приемов разрешения противоре-чий дети еще раз убеждаются в преимуществах работы с фондом, организованным в картотеку.

Схема решения задач (3ч.)При изучении схемы решения задач важно показать детям, что применение простых правил значительно сокра-щает поиск решения. Кроме того, решение, найденное по этим правилам, всегда сильнее, интереснее полученного долгим перебором вариантов. Для некоторых детей не про-сто бывает терпеливо искать по шагам методики, многие стремятся сократить путь к ответу, пробуя сразу применить один из приемов разрешения противоречий. Все эти про-блемы постепенно исчезают по мере того, как каждый ребе-нок еще и еще раз разбирает задачу у доски. Поэтому не на-до жалеет времени на решение задач по схеме, необходимо только быть настойчивым и последовательным в примене-нии методики.

Синтез задач (картотека). (3 ч.)Методика синтеза задач - одна из наиболее трудных тем.  И дело не только в том, что разработки на эту тему да-леко не полны (наиболее инструментальна,  на мой взгляд, работа Ю.С. Мурашковского). Преподавателю необходимо самому приобрести достаточно большой опыт работы с за-дачами, чтобы суметь помочь своим воспитанникам увидеть проблемную ситуацию и научить превращать ее в занима-тельную задачу с увлекательным сюжетом.  Многим детям не хватает терпения и усидчивости, чтобы каждый раз под-робно заполнять довольно большой формуляр. При разборе задачи с классом дети увидят какие преимущества для такой работы дает подробный формуляр. Это справедливо и для самого преподавателя, самостоятельно собирающего задачи для разбора с детьми.
Итоговый урок по теме "Синтез задач" может превра-титься в увлекательнейшую игру, тем более, что у детей есть возможность самим не только участвовать в этой игре, а и придумывать ее правила. В дополнение к конкурсам, опи-санным ранее, можно добавить: лучшее оформление карточ-ки, самая большая картотека, лучшее использование ресур-сов и т.д.

Заключение.
Диагностическая контрольная работа. (1ч.)
Активное использование системного оператора для решения задач. Навыки работы с картотекой: выбор формы карточек для сбора той или иной информации, простейший анализ полученной картотеки (например, иллюстрация того или иного приема разрешения противоречий, прослежива-ние истории систем по картотеке, прогнозирование развития систем по данным картотеки). Использование схемы для решения задач. Навыки работы с текстом: поиск противоре-чий, выявление способов их разрешения, построение сюжета задачи.

ДКР. Что проверяется:
•  Формулирование противоречий;
•  формулирование ИКР;
•  виды ресурсов;
•  приемы разрешения противоречий;
•  схема решения задач;
•  схема синтеза задач.
Что должны уметь дети:
- решать простые изобретательские задачи по схеме;
- подбирать информацию для учебных задач;
- формулировать задачи.

 Планета неразгаданных тайн
курс РТВ для 3 класса
(2 полугодие).

 
ТЕМА 1. Метод Маленьких Человечков (ММЧ). (4ч.)Метод маленьких человечков позволяет в доступной и очень наглядной форме показать детям суть физических процессов и явлений. Дети получают возможность увидеть любой объект, любое свойство так, как будто они рассмат-ривают в микроскоп эти системы, причем дети сами могут изменить любое свойство и сразу увидеть результат этого изменения. ММЧ, несомненно, может быть использован на любом другом уроке, если возникает задача, связанная с не-посредственным исследованием свойств систем. Это, прежде всего, уроки естествознания, многие предметы и явления живой и неживой природы станут понятнее и доступнее для детей, если предстанут в виде маленьких человечков, гото-вых выполнить любой приказ. Чтобы моделирование чело-вечками не превратилось в вырисовывание каждого из них в тетради, можно заранее приготовить небольшие жетончики с изображением человечков в различных состояниях.

ТЕМА 2. Практикум по решению задач.  (4ч.)Тема “Практикум по решению задач” - это уникаль-ная возможность для учителя познакомить детей с любым из своих увлечений, переведя свой опыт в задачи или проблем-ные ситуации, требующие решения, анализа с помощью изу-ченных механизмов мышления. Решая вместе с детьми зада-чи, учитель сможет сделать немало удивительных открытий там, где казалось все давно изучено. Уроки решения задач можно провести в форме путешествия по лабораториям уче-ных, причем в роли ученых могут выступить сами дети.

ТЕМА 3. Диагностическая контрольная работа. (2ч.)ДКР за второе полугодие третьего класса - это итог всей проделанной в начальной школе работе. Поэтому зада-ния этой работы должны отразить все разделы, изученные в курсе РТВ. Это не означает, что каждой теме должно быть посвящено отдельное задание, но задания должны быть по-строены таким образом, чтобы можно было проследить, ка-кими правилами или приемами воспользовался ученик для выполнения этого задания. На что обратить внимание: рабо-та по системному оператору; применение приемов фантази-рования для создания фантастических ситуаций; работа с различными литературными жанрами (загадки, пословицы, сказки, фантастические рассказы); работа с картотекой; ме-тодика решения задач (противоречия, ИКР, ресурсы, приемы разрешения противоречий); ММЧ.

Что проверяется:
•  применение ММЧ;
•  некоторые простые модели процессов и явлений.
Что должны уметь дети:
- объяснять различные явления с помощь ММЧ (строить модели систем, взаимодействий, изменения свойств и функций.)
- вести наблюдения;
- делать выводы из поставленных опытов.

ТЕМА 4. Повторение изученного в 3-м классе. Работа по проектам. (4 ч.) Проекты детей могут быть связаны с историей разви-тия технических, биологических, художественных и других систем; проектированием и моделированием новых систем, что предполагает  решение, возникающих задач; сбором картотек; написанием фантастических рассказов, сказок, ис-торий и т.д. Работа по проектам - это прекрасная возмож-ность потренироваться в применении всех знаний и умений, полученных при изучении курса РТВ с 1-го по 3-й классы. 

ПОСЛЕСЛОВИЕ.

Курс РТВ, представленный данной программой, рассчитан на три года обучения. В учебном плане этому предмету уделен один час в неделю. Этот предмет может быть введен и в качестве факультативных занятий. Для работы на факультативе можно выбрать темы, которые наиболее близки и знакомы преподавателю. Последовательность тем тоже может быть изменена, но в этом случае нужно хорошо продумать каким инструментарием должны овладеть дети,  чтобы успешно проработать более сложные темы. В любом случае начинать обучение необходимо именно с ознакомления с системным оператором,  являющимся базовым механизмом для изучения методики фантазирования и решения задач.  В зависимости от склонностей самого преподавателя программа может дополняться новыми примерами и задачами, интересными играми, что сделает Ваши уроки еще более интересными и увлекательными.
Проведение самостоятельных уроков по РТВ, безусловно, предоставляет очень большие преимущества, - это возможность увидеть в Ваших детях творцов, совершить вместе с ними путешествие в мир фантазии, путешествие полное загадок и неожиданных открытий. Не меньшие возможности откроются перед Вами, если элементы методики РТВ станут частью других предметов. Однако, нужно помнить, что механический перенос отдельных упражнений, задач или примеров из курса РТВ в другой предмет не даст желаемого результата. Интеграция курса РТВ и предметов школьной программы требует отдельных исследований и разработок.
Приведенные примеры заданий и игр существенно облегчат подготовку к занятиям, хотя, конечно, для успешной работы по данной методике недостаточно только программы, необходимы подробные методические разработки, рабочие тетради для детей, картотеки задач и примеров. Все эти материалы вы найдете на нашем сайте. Работа по курсу РТВ - это увлекательное путешествие, требующее большого труда, терпения и полной самоотдачи. Это по-настоящему творческая работа, дарящая обыкновенные чудеса тем, кто ей по-настоящему предан! Я желаю больших творческих успехов всем, кто верит в чудо детских фантазий!

  на главную | наверх