Алгоритм совершенствования систем (АРИЗ-АСС-2010)
Скачать полную версию в формате pdf
Алгоритм совершенствования систем (АРИЗ-АСС-2010).
На основе алгоритмов решения изобретательских задач
©Рубин М.С.
Версия от 20 сентября 2010 года
Введение.
АРИЗ-АРИЗ-АСС-2010 – это развитие алгоритмов решения изобретательских задач. АРИЗ-АРИЗ-АСС-2010 предназначен не только для технических систем, но и для анализа других материальных и нематериальных систем, выявления и постановки задач их развития, постановки и разрешения выявленных противоречий. Основу АРИЗ-АРИЗ-АСС-2010 составляют тексты АРИЗ различных годов (см. приложение 4) и другие материалы (приложение 5).
Текст АРИЗ-АРИЗ-АСС-2010 состоит из 7 частей.
Первая часть направлена на уточнение формулировки задачи, выявление противоречий в задаче. При необходимости проводятся отдельные виды анализа, необходимые для уточнения задачи.
Особенностью 2-5 частей является то, что каждая из них состоит из двух разделов. Один раздел направлен на уточнение модели задачи и требований, которые нужно выполнить, а второй раздел направлен на уточнение, прояснение модели, идеи искомого решения задачи или образа развития анализируемой систем. Каждая из этих частей может проходиться в цикле несколько раз для уточнения задачи.
Вторая часть посвящена уточнению модели искомой функции и поиску способов ее выполнения.
Третья часть посвящена анализу и уточнению модели противоречий требований и поиску способов их преодоления.
Четвертая часть посвящена уточнению модели конфликта на основе элепольного анализа и поиску модели его устранения при помощи системы стандартов на решение изобретательских задач, в частности, при помощи системы АИСТ-2010.
Пятая часть посвящена уточнению образа искомых ресурсов, пониманию того, какими эти ресурсы должны быть, что должны уметь выполнить, а также определению где эти ресурсы взять, из чего их сформировать.
Шестая часть – это изменение и переформулировка задачи, развитие найденного решения.
Седьмая часть – это накопитель идей, которые возникают в ходе анализа задачи и поиска решения.
Текст АРИЗ-АРИЗ-АСС-2010 создавался на основе текстов АРИЗ разных лет, а также работ автора в 1992-2010 годах направленных на применение ТРИЗ вне техники. Идеи АРИЗ-АРИЗ-АСС-2010, его структура и первоначальный текст обсуждались с участниками ТРИЗ Саммита 2009 года, а также на учебных семинарах. Часть работ, которые были связаны с применением ТРИЗ в программировании, выполнялась совместно с И.О.Одинцовым, с которым мы руководили несколькими дипломными работами математико-механического факультета СПбГУ 2010 года по применению ТРИЗ в программировании. Важное значение для развития алгоритма имела совместная работа автора с А. Кирдиным по созданию программного продукта на основе АРИЗ-АРИЗ-АСС-2010. Я благодарен В.Петрову, Ю.Мурашковскому, Н.Рубиной, с которыми постоянно советуюсь и получаю поддержку при обсуждении темы развития ТРИЗ вне техники. Я благодарен всем, кто в той или иной степени внес вклад в создание и развитие АРИЗ-АРИЗ-АСС-2010. Предлагаемая версия текста АРИЗ-АРИЗ-АСС-2010 все еще является экспериментальной. Буду благодарен за любые замечания, уточнения, дополнения, которые можно присылать на мой адрес mik-rubin@yandex.ru .
Текст алгоритма совершенствования систем АРИЗ-АРИЗ-АСС-2010.
Часть 1. Формулировка задачи.
Перечень шагов АРИЗ-АРИЗ-АСС-2010
|
Пример формулировки шагов
|
||
Название задачи. Автор решения, вариант, дата.
|
Задача о макете парашюта. Учебный разбор. Сентябрь 2010 г.
|
||
1.1.Сформулировать исходную ситуацию в свободной форме.
|
Для изучения вихреобразования макет парашюта (вышки и т. п.) размещают в стеклянной трубе, по которой прокачивают воду. Наблюдение ведут визуально. Однако бесцветные вихри плохо видны на фоне бесцветного потока. Если окрасить поток, наблюдение вести еще труднее: черные вихри совсем не видны на фоне черной воды. Чтобы выйти из затруднения, на макет наносят тонкий слой растворимой краски — получаются цветные вихри на фоне бесцветной воды. К сожалению, краска быстро расходуется. Если же нанести толстый слой краски, размеры макета искажаются, наблюдение лишается смысла. Как быть?
(Г.С.Альтшуллер, приложение к АРИЗ-85-В).
|
||
1.2. Если ситуация не содержит изобретательскую задачу, а связана с прогнозированием, научной проблемой, диверсионным анализом, то необходимо перейти к другим соответствующим алгоритмам и методам для выявления и формулировки задач.
Например, для задач на объяснение того или иного установленного явления (факта) вместо поиска его причин ставится задача: как создать это явление (факт), используя исключительно имеющиеся в системе ресурсы.
Для задач, связанных с созданием и развитием теорий, вместо объяснений и доказательств тех или иных утверждений ставится задача: как выполнить нужную функцию (необходимое изменение) при ограничениях, что это делается только в рамках и на языке понятий рассматриваемой теории и/или положений, не противоречащих этой теории.
|
В исходной ситуации есть изобретательская задача.
|
||
1.3. Если имеются сомнения в корректности задачи, описанной в 1.1, то следует перейти к методам анализа систем и исходной ситуации (анализ параметров ценностей, поиск и анализ альтернативных систем, сравнительный анализ систем, компонентно-структурный анализ, функциональный анализ, информационный поиск и обзор).
|
Дополнительный анализ ситуации не требуется.
|
||
1.4. Перечислите элементы, из которых складывается уточненная (выбранная) задача.
|
Макет, краска, вода, вихри, наблюдатель.
|
||
1.5. Укажите аспект рассмотрения системы: материальный (физический, химический, биологический или технический) или нематериальный (юридический, социальный, художественный, мифологический, математический, экономический и т.д.)
|
Аспект рассмотрения: Технический
|
||
1.6. Кратко (в одно предложение) описать требуемый результат, целевую характеристику. Использовать элементы из списка 1.4.
|
Доставить информацию о вихрях наблюдателю.
|
||
1.7. Какое действие необходимо выполнить для реализации 1.6. (при необходимости перейти к причинно-следственному анализу и выбрать ключевое действие)
|
Красить вихри
|
||
1.8. Какие имеются способы реализации требований и действий из 1.6 и 1.7 (Необходимо использовать элементы из 1.4., если один из элементов имеет два или более возможных состояния, то необходимо их перечислить).
|
1. Нанести тонкий слой краски на макет
2. Нанести толстый слой краски на макет
|
||
1.9. Какие проблемы (нежелательные эффекты) возникают при использовании способов, перечисленный в 1.8
Если проблем нет, то либо задача решена, либо необходимо перейти к 1.1.
|
1. Быстро кончается краска.
2. Искажается форма макета.
|
||
1.10. ОВ – оперативное время. Указать время возникновения проблемной ситуации в удобной форме (от … до …; в течение … ; во время … )
|
От момента начала эксперимента, до момента окончания эксперимента
|
||
1.11. Перечислить имеющиеся ограничения.
|
Нельзя изменять способ изучения вихреобразования (при помощи потока воды).
|
||
1.12. Формулировка задачи:
«Необходимо (текст из 1.6). Для этого требуется выполнить действие (текст из 1.7) в период времени (текст из 1.10) при ограничениях (текст из 1.11)».
|
«Необходимо доставить информацию о вихрях наблюдателю. Для этого требуется выполнить действие Красить вихри в период времени От момента начала эксперимента, до момента окончания эксперимента при ограничениях Нельзя изменять способ изучения вихреобразования (при помощи потока воды)».
|
||
1.13. Верно ли в п. 1.12 сформулирована проблема. При необходимости уточнить формулировки начиная с 1.4.
|
Формулировка задачи не требует повторного прохождения шагов алгоритма.
|
Часть 2. Анализ функций и способов их реализации.
2.1.
|
|
2.1.1. Построение модели искомой функции:
- Субъект из списка 1.4 (может быть заменено Х-элементом)
- требуемое действие из п.п. 1.5 и 1.6.
- Объект из списка 1.4
|
Макет красит вихри
|
2.1.2. Параметрическая модель искомой функции: в формулировке 2.1.1 требуемое действие заменить на требуемое изменение параметров объекта
|
Макет изменяет цвет и контрастность (яркость) вихрей.
|
2.2.
|
|
2.2.1 Функциональный ИКР:
- Субъект из 2.1.1
- САМ Текст из 2.1.2
- Текст 1.7
- При ограничениях … текст из 1.11.
|
Макет САМ изменяет цвет и контрастность (яркость) вихрей от момента начала эксперимента, до момента окончания эксперимента при ограничениях нельзя изменять способ изучения вихреобразования (при помощи потока воды).
|
2.2.2. Ключевые слова для поискового запроса.
|
Красить вихри в жидкости
|
2.2.3. Поиск в различных информационных базах и при помощи разных поисковых систем. Уточнение поискового запроса.
Анализ и отбор найденной информации.
|
Так как система материальная и техническая, то поиск можно провести, например, на сайте Роспатента www.fips.ru. Поиск осуществлялся в разделе Рефераты российских изобретений по нескольким запросам (например, *красит* AND жидкост*; *красит* AND вод*; *красит* AND вод* AND поток* AND контрол*).
В результате поиска получено несколько сотен рефератов к описанию изобретений. Например, патент RU 2109271 от 1995 года (в качестве красителя используется п-аминобензоат-1,4-диметил-5-(4-диэтиламино)-азофенил -1,2,4-триазолия - http://ru-patent.info/21/05-09/2109271.html). Другой пример, патент RU (11) 2398806 от 2006 года (Биоразлагаемые флексографические чернила и способ их приготовления).
В поисковой системе Яндекс по запросу «Красить вихри в жидкости визуализация» найдено 3842 ответа (например, использование ультразвука, магнитной жидкости и т.д.). По ссылке http://www.nbuv.gov.ua/portal/natural/Pom/2008_12/PDF/SB_17.pdf найдена статья Д. А. Редчиц «Численное моделирование обтекания ротора Дарье вертикально-осевой ветроэнергетической установки», в которой говорится: «Визуализация поля течения проводилась с помощью красящего вещества и пузырьков водорода. Это дало возможность отличать след от каждой лопасти»
В данном разборе анализ найденной информации пропущен.
|
2.2.4. Функционально-ориентированный поиск (ФОП).
|
Не проводился.
|
2.2.5. При необходимости вернуться к шагу 2.1.1 и уточнить формулировки функций и их анализ. ОБЯЗАТЕЛЬНО перейти к части 3.
|
В возврате к 2.1.1 нет необходимости.
|
2.2.6. Занести идеи в накопитель образа решения.
|
Использовать краситель и пузырьки водорода. Использовать краски применяемые в дефектоскопии, например, биоразлагаемые флексографические чернила.
|
Часть 3. Анализ противоречий требований и способов их удовлетворения.
3.1.
|
|
3.1.1. Противоречие требований 1.
ЕСЛИ (выбрать вариант из текста 1.8.), ТО (указать необходимое положительное требование или действие из текста 1.6 или 1.7), НО (указать нежелательные последствия из текста 1.9).
Если в 1.8 и 1.9 имеется два состояния элемента, но противоположным действием может быть выбрано противоположное состояние элемента.
В качестве нежелательных эффектов могут быть ограничения из п. 1.11 или время конфликта п. 1.10.
|
ЕСЛИ Нанести тонкий слой краски на макет, ТО выполняется положительное требование красить вихри, НО при этом возникает нежелательное явление Быстро кончается краска.
|
3.1.2. Противоречие требований 2.
ЕСЛИ (выбрать из 3.2.1 противоположное действие), ТО (указать положительные последствия, НО (указать нежелательные последствия).
|
ЕСЛИ Нанести толстый слой краски на макет, ТО выполняется положительное требование красить от момента начала эксперимента, до момента окончания эксперимента, НО при этом возникает нежелательное явление Искажается форма макета.
|
3.1.3. Выбрать то из двух противоречий, которое больше соответствует требованиям п.п. 1.6 и 1.7 и сформулировать его в более жестком (усиленном варианте).
Если не удается сформулировать противоречия, то, либо задача решена, либо необходимо перейти к 1.1 и уточнить задачу.
|
ЕСЛИ Нанести сверхтонкий (нулевой) слой краски на макет, ТО выполняется положительное требование красить вихри, НО при этом возникает нежелательное явление очень-очень Быстро кончается краска (окрашивание не происходит).
|
3.2.
|
|
3.2.1. Применить приемы разрешения противоречий.
Для материальных систем использовать полную таблицу применения типовых приемов разрешения противоречий.
Для нематериальных – сокращенную.
|
Вариант 1: изменить 28. Точность измерения. При этом ухудшается 12. Форма.
Рекомендуются следующие приемы:
6. Принцип универсальности.
28. Замена механической схемы.
32. Принцип изменения окраски.
Вариант 2: изменить 12. Форму. При этом ухудшаются 23. Потери вещества.
Рекомендуются следующие приемы:
35. Изменение агрегатного состояния объекта
29. Использование пневмо- и гидроконструкций.
3. Принцип местного качества.
5. Принцип объединения
|
3.2.2. Описать возможный образ решения, исходя из п. 3.2.1. Предложить элементы из п. 3.1.3 или из п. 1.4, для которых эти приемы могут быть применены.
Занести идеи в накопитель образа решения.
Если задача решена – перейдите к разделу 6.
|
Что-то в системе должно выполнять сразу несколько функций. Вместо механической схемы нужно использовать световые, электрические или иные поля. Можно использовать люминофор. Вместо жидкости и твердого вещества можно использовать газ.
Эти приемы и изменения могут быть применены к макету, краске или воде.
|
Часть 4. Анализ модели конфликта и модели его устранения.
4.1.
|
|
4.1.1. Выделить из 1.4 элементы, входящие в конфликт. Они должны присутствовать и в формулировке 3.1.3.
Можно сформулировать не одну, а два-три варианта модели конфликта.
|
В системе можно выделить три основных элемента: макет, вихри, краска.
Вариант 1. Макет и краска. Между макетом и вихрями нет конфликта – вихри создаются как надо. Конфликт есть между макетом и краской.
Вариант 2. Макет и вихри. Будем считать, что в соответствии с 3.1.3 у нас отсутствующая краска. Тогда остается два элемента (макет и вихри), которые хорошо взаимодействуют, но этого не достаточно, так как образованные вихри не видно наблюдателю.
|
4.1.2. Охарактеризовать связи между элементами выделенными в 4.1.1. Если элемент может иметь несколько состояний, то необходимо указывать в каком состоянии находится элемент в выделенной модели.
Сформировать и отобрать элепольную модель конфликта.
|
Вариант 1. Макет – изделие. Краска (тонкий слой) – инструмент. Полезное взаимодействие – окрашиваются вихри, но полезность не достаточная (быстро заканчивается краска). Поле взаимодействия – механическое.
Вариант 2. Вихри – изделие. Макет – инструмент. Полезное взаимодействие – создаются вихри, но они не окрашены. Поле взаимодействия – механическое.
Отбираем вариант 1.
|
4.1.3. Конфликтующие элементы (конфликтующая пара в АРИЗ-85-В).
ОЗ (оперативная зона) – зона взаимодействия конфликтующих элементов.
|
Макет (изделие) и отсутствующая (с нулевой толщиной) краска.
ОЗ – поверхность макета (зона взаимодействия макета и отсутствующей краски).
|
4.2.
|
|
4.2.1. АИСТ-2010
На основе АИСТ-2010 применить систему стандартов 2010. Выбрать рекомендуемые стандарты и тренды развития.
|
1. По системе АИСТ-2010 для модели конфликта по варианту 1 можно выделить два стандарта.
Для отсутствующей краски – синтез элеполя
Где Э1 – макет, Э2 – искомый элемент, который должен выполнять функции окрашивания жидкого потока, П – искомое поле взаимодействия.
Если считать, что краска есть, то выбираем стандарт на развитие элеполя:
Где Э1 – макет, Э2 – краска, П1 – механическое поле взаимодействия, Э3 и Э4 – это искомые элементы, которые должны выполнять функции окрашивания жидкого потока, П2 – искомое поле взаимодействия.
2. Так рассматриваемая система техническая, то можно использовать Систему стандартов-76 (стандарты 1.1.1-1.1.5, 2.1, 2.2, а также стандарты 3-го и 5-го классов).
Предлагаемые на основе стандартов идеи:
• Вместо вещества использовать "пустоту",
• Вводить особо активную добавку в очень маленьких дозах
• Добавку получают из внешней среды изменением ее в целом или по частям
• Введенное в систему вещество - после того, как оно сработало, - должно исчезнуть или стать неотличимым от вещества, ранее бывшего в системе или во внешней среде
• 5.1.1.8. Добавку вводят в виде химического соединения, из которого она потом выделяется.
• 5.1.1.9. Добавку получают разложением внешней среды или самого объекта, например электролизом, или изменением агрегатного состояния части объекта или внешней среды.
|
4.2.2. Применение рекомендаций системы стандартов.
Занести идеи в накопитель образа решения.
|
Можно сформулировать следующие рекомендации (необходимые функции):
- вместо краски использовать для окраски вихрей пузырьки (пузырьки можно получить электролизом воды из потока или изменением агрегатного состояния)
- использовать тонкую, в малых дозах очень активную краску
- использовать какое-то химическое вещество для выполнения функций окрашивания.
|
4.2.3. Если модель задачи не сформулирована, то вернуться к 4.1.1.
|
Повторный анализ в части 4 не требуется.
|
4.2.4. Если идей решения нет или они не подходят, то перейти к части 5.
|
В учебных целях проведем анализ по части 5. Будем считать, что ни одна из идей не выбрана (или не найдена).
|
4.2.5. Если идея решения найдена, то перейти к части 6.
|
В учебных целях анализ по части 5 не пропускается.
|
Часть 5. Анализ ресурсов, противоречий свойств и их устранение.
5.1.
|
|||||||||||||||||||||||||
5.1.1. Ресурсный ИКР: Икс-элемент (из ресурсов системы), абсолютно не усложняя систему и не вызывая вредных явлений, устраняет (указать вредное действие из 3.1.3) в течение ОВ (из 1.10) в пределах ОЗ (из 4.1.3), сохраняя (указать полезное действие из 3.1.3).
|
Ресурсный ИКР: Икс-элемент (из ресурсов системы), абсолютно не усложняя систему и не вызывая вредных явлений, устраняет нежелательное явление «очень-очень быстро кончается краска (окрашивание не происходит)» в течение ОВ (от момента начала эксперимента, до момента окончания эксперимента) в пределах ОЗ (поверхность макета), сохраняя возможность красить вихри.
|
||||||||||||||||||||||||
5.1.2. Противоречие свойств:
5.1.2.1. Конфликтующий элемент (из 4.1.3) должен обладать свойством (или свойствами) Х, чтобы обеспечить главное требование (+ из 5.1.1), и должен обладать свойством (свойствами) "АНТИ-Х", чтобы устранить недостаток (- из 5.1.1).
5.1.2.2. Короткая запись противоречия свойств:
Элемент (название) Х1 – Анти- Х1
Элемент (название) Х2 – Анти- Х2
……..
5.1.2.3. Какие свойства, параметры конфликтуют в 5.1.2.2, какими подсистемами эти свойства обеспечиваются. Использовать параметры с шага 2.1.2.
|
5.1.2.1. Конфликтующий элемент (макет или отсутствующая краска, краска с нулевой толщиной) должен обладать свойством (или свойствами) Х, чтобы обеспечить главное требование «красить вихри», и должен обладать свойством (свойствами) "АНТИ-Х", чтобы устранить недостаток «очень-очень быстро кончается краска (окрашивание не происходит)». 5.1.2.2. Короткая запись противоречия свойств:
Слой краски тонкий – толстый
Макет красящий – некрасящий.
Краска расходуемая – нерасходуемая
5.1.2.3. Необходимо изменять свойства: Толщина, прозрачность, растворяемость, расход. Нужны непрозрачные частички, захватываемые потоком воды.
|
||||||||||||||||||||||||
5.1.3. Ресурсные зоны:
РЗ-1- Конфликтующие элементы из 4.1.3.
РЗ-2- элементы системы из 1.4
РЗ-3- элементы общесистемные и надсистемные
|
Ресурсные зоны:
РЗ-1- ресурсы макета и отсутствующей краски
РЗ-2- ресурсы других элементов системы: вода (поток воды), вихри
РЗ-3- элементы общесистемные и надсистемные: наблюдатель, труба, лаборатория и др.
|
||||||||||||||||||||||||
5.2.
|
|||||||||||||||||||||||||
5.2.1. ИКР ОЗ:
Оперативная зона (указать из 5.1.1) в течении оперативного времени (указать из 5.1.1) должна САМА обеспечивать (выбрать и указать противоположные свойства из 5.1.2)
|
Оперативная зона (поверхность макета) в течении оперативного времени (от момента начала эксперимента, до момента окончания эксперимента) должна САМА обеспечивать тонкость и толстость, расходуемость и нерасходуемость краски.
|
||||||||||||||||||||||||
5.2.2. Анализ ресурсов
5.2.3. Мобилизовать ресурсы из 5.2.2. Использовать ресурсы для разрешения противоречия 5.1.2 и достижения ИКР ОЗ из 5.2.1.
Использовать идеи из накопителя образа решений.
5.2.4. Дополнить накопитель образов решений новыми идеями из 5.2.3.
|
5.2.3. В качестве ресурсов для создания непрозрачных частиц (5.1.2.3.) можно использовать ресурсы макета и воды и их сочетания. Можно для получения пузырьков использовать водород, электролиз, воду. Или выделить растворенный в воде углекислый (или другой) газ.
|
||||||||||||||||||||||||
5.2.5. Использовать информационные фонды для нахождения необходимых ресурсов и эффектов: указатели эффектов, ФОП, законы и линии развития, стандарты, энциклопедии и др.
|
Этот шаг в учебных целях выполнялся только частично.
Например, поиск на сайте www.fips1.ru по поисковому образу «получен* AND пузыр* AND вод*» дает более 200 документов. Можно отметить применение ультразвука, кавитацию, электрохимическая обработка растворов, флотатор и т.д.
Линия введения веществ: применимы практически все рекомендации www.temm.ru/ru/section.php?docId=4430
Указатель физ-эффектов www.triz-summit.ru/ru/section.php?docId=3685: 5. Индикация положения и перемещения объекта:
Введение меток - веществ, преобразующих внешние поля (люминофоры) или создающих свои поля (ферромагнетики) и потому легко обнаруживаемых. Отражение и испускание света. Фотоэффект. Деформация. Рентгеновское и радиоактивное излучения. Люминесценция. Изменение электрических и магнитных полей. Электрические разряды. Эффект Доплера.
|
||||||||||||||||||||||||
5.2.6. Дополнить накопитель образов решений новыми идеями.
|
Можно использовать различные метки: люминофоры, радиоактивные метки с быстрым периодом полураспада и др.
|
||||||||||||||||||||||||
5.2.7. При необходимости повторить с 5.1.1. с уточнением анализа и формулировок.
|
Повторный анализ не проводился.
|
Часть 6. Изменение и переформулировка задачи. Развитие решения.
6.1. Анализ, критика и уточнение выдвинутых идей
|
||
6.1.1. Если никаких идей решения нет, то необходимо перейти к 6.2.
|
Идеи решения есть.
|
|
6.1.2. Если имеется несколько идей, то отберите наиболее интересные и соответствующие начальным требованиям условиям задачи.
|
Электролизом получать пузырьки газа (водорода).
|
|
6.1.3. Если в выделенных идеях содержатся вторичные задачи, то их необходимо сформулировать и перейти к 1.1.
|
Невыполнимых задач нет.
|
|
6.1.4. Какие негативные последствия могут иметь предлагаемые решения для выполнения нужной функции и для системы? Для надсистем? Для подсистем? Постарайтесь устранить эти негативные последствия заново выполнив шаги с п. 3.1.1. или сформулируйте их в виде новых задач и перейдите к 1.1.
|
Для электролиза необходимы электроды и напряжение, поток должен быть проводящим.
|
|
6.1.5. Выявить потенциальные конфликты и противоречия в предлагаемом решении (увеличить-уменьшить ключевые параметры, увеличить массовость применения, отследить последствия для надсистем и подсистем). Рассмотреть систему в критических состояниях. Какие задачи возникают? Сформулировать новые задачи и перейти к 1.1.
|
Может быть ситуация, когда макет невозможно сделать электродом. Тогда нужно искать решение без использования электролиза.
|
|
6.1.6. Какие положительные сверхэффекты возникают при использовании найденного решения? Какие дополнительные ресурсы возникают? Как их использовать?
|
Электролиз является процессом химического разложения воды – при этом в воде появляются “остатки разложившихся молекул”. При выделении водорода остаются анионы ОН(-), которые придают раствору щелочные свойства, – на эти анионы не действуют силы закона Архимеда (в отличие от пузырьков газа или пара – эта сила будет искажать их видимое движение). Это тоже можно использовать для индикации вихрей. Если добавить в поток бесцветный фенолфталеин, то вихри окрасятся в малиновый цвет.
|
|
6.2. Изменение и обобщение задачи. Смена аспекта рассмотрения.
|
||
6.2.1. Нужно ли решать поставленную задачу? Что нужно сделать, чтобы поставленную задачу вообще не нужно было решать? Какие другие задачи при этом возникают? Перейти к 1.1.
|
Других задач нет.
|
|
6.2.2. Нужно ли выдерживать поставленные ограничения? Предположите, что ограничения можно нарушить: не возникают ли положительных последствий, которые полностью решают задачу? (допустить недопустимое).
|
Поставленные ограничения не мешают решению задач. Можно попытаться решить задачу без электролиза.
|
|
6.2.3. Какие другие аспекты рассматриваемой системы (задачи, возможного решения) можно выделить? Если можно сформулировать задачу на языке (в терминах) другого аспекта, то перейти к 1.1.
|
При анализе рассматривался технический, физический и химический аспекты. Рассмотрение другие аспектов не требуется.
|
|
6.2.4. Соответствует ли масштаб поставленной задачи масштабу имеющихся ресурсов? Переформулировать задачу или ограничения, перейти к 1.1.
|
Переформулировать задачу в связи с ее масштабом не требуется.
|
|
6.2.5. От поставленной задачи и ее решения перейти к обобщенной задаче и к обобщенному решению. В каких других областях возникает подобная задача, подобная функция или где может быть использовано еще найденное решение (обобщенный принцип решения)? Применить ФОП или обратный ФОП.
|
Получить информацию о взаимодействии некого элемента с неким потоком.
ФОП не применялся.
|
|
6.2.6. Рассмотреть аналогичные системы, альтернативные или антисистемы. Можно ли перенести найденный принцип решения? Можно ли переформулировать исходную задачу? Если да, то перейти к 1.1.
|
Аналог: так называемый слепой вихрь или смерч не виден и обнаруживается только при взаимодействии с облаком, пылью, пеплом, пылью… Переформулировки задачи нет.
|
|
6.2.7. Остановить анализ, если новая задача не поставлена и нет изменений в исходной задаче.
|
Можно перейти к решению задач из 6.2.2 (без электролиза) и 6.2.5 (обобщенная задача).
|
Текст учебной задачи о макете парашюта взят из приложения 3 АРИЗ-85В (Г.С.Альтшуллер). При разборе использован также анализ этой задачи приведенный в книге «Эвристика-3 : метод. указания к решению химических задач» / сост. В.А. Михайлов, В.И. Тимохов ; Чуваш. ун т. – Чебоксары, 2007. – 116 с.
Карта хода решения учебной задачи приведена в приложении 1.
Часть 7. Накопитель идей и карта хода решения задачи к задаче о макете парашюта.
Седьмая часть является неотъемлемой частью АРИЗ-АСС-2010 и необходима для краткой записи хода и анализа хода решения. В ней записываются ключевые шаги анализа и накопитель идей. Эта таблица не исключает необходимости сохранения полного текста анализа по АРИЗ-АРИЗ-АСС-2010.
№ №
|
2.1.1. функция и аспект рассмотрения.
|
3.1.3. Противоречие требований
|
4.1.3. Конфликтующие элементы
|
5.2.1. ИКР ОЗ
|
Накопитель идей (из 2.2.6; 3.2.2; 4.2.2.; 5.2.6.)
|
1
|
Макет красит вихри. Технический аспект.
|
ЕСЛИ нанести сверхтонкий (нулевой) слой краски на макет, ТО выполняется положительное требование красить вихри, НО при этом возникает нежелательное явление очень-очень быстро кончается краска (окрашивание не происходит).
|
Макет (изделие) и отсутствующая (с нулевой толщиной) краска.
|
Оперативная зона (поверхность макета) в течение оперативного времени (от момента начала эксперимента, до момента окончания эксперимента) должна САМА обеспечивать тонкость и толстость, расходуемость и нерасходуемость краски.
|
2. Использовать пузырьки водорода.
3. Использовать световые, электрические или иные поля. Использовать люминофор. Вместо жидкости и твердого вещества использовать газ. Эти изменения применить к макету, краске или воде.
4.: - вместо краски использовать пузырьки (можно получить электролизом воды)
- использовать тонкую, в малых дозах очень активную краску
- использовать какое-то химическое вещество для окрашивания.
5. Использовать метки: люминофоры, радиоактивные метки и др.
6. При электролизе добавить в поток бесцветный фенолфталеин, который окрасит вихри.
|
2
|
Создать метки из воды
|
ЕСЛИ создавать метки из воды электролизом, ТО выполняется положительное требование выделять вихри, НО при этом возникает нежелательное явление необходимо делать макет электродом.
|
Вода как метка и вода как поток
|
Оперативная зона (поверхность макета) в течение оперативного времени (от момента начала эксперимента, до момента окончания эксперимента) должна САМА обеспечивать появление легко обнаруживаемых меток.
|
Если давление и температуру в потоке сделать на границе вскипания жидкости, то пузырьки воздуха, растворенного в воде, будут образовываться на макете.
|
3
|
Получить информацию о взаимодействии некого элемента с неким потоком
|
ЕСЛИ вводить специальные добавки в поток или изучаемый элемент, ТО выполняется положительное требование обнаруживать результат взаимодействия элемента и потока, НО при этом возникают нежелательные явления связанные с искажением изучаемого взаимодействия.
|
Элемент, поток и добавка.
|
Оперативная зона (зона взаимодействия изучаемого элемента и потока) в течение оперативного времени (от момента начала наблюдения, до момента окончания наблюдения) должна САМА обеспечивать появление легко обнаруживаемых меток.
|
Для получения информации о взаимодействии некого элемента с неким потоком необходимо требуемые метки получать из самого потока. Для этого необходимо установить параметры потока в критическое состояние, позволяющее на время наблюдения выделять из него необходимые метки или разлагать его тем или иным способом. Конкретный способ зависит от конкретных свойств потока и наблюдаемого элемента.
|
Дополнительная найденная информация из Интернет, справочников, указателей эффектов.
(Поиск проводился в 2009 году) – www.temm.ru/ru/section.php?docId=4061 :
5. Индикация положения и перемещения объекта:
Введение меток - веществ, преобразующих внешние поля (люминофоры) или создающих свои поля (ферромагнетики) и потому легко обнаруживаемых. Отражение и испускание света. Фотоэффект. Деформация. Рентгеновское и радиоактивное излучения. Люминесценция. Изменение электрических и магнитных полей. Электрические разряды. Эффект Доплера
Введение меток - веществ, преобразующих внешние поля (люминофоры) или создающих свои поля (ферромагнетики) и потому легко обнаруживаемых. Отражение и испускание света. Фотоэффект. Деформация. Рентгеновское и радиоактивное излучения. Люминесценция. Изменение электрических и магнитных полей. Электрические разряды. Эффект Доплера
метки — это короткоживущие изотопы, поэтому нет проблем с их утилизацией.
Подобные метки есть на стронций, который очень трудно извлекать. Есть метка стронций-85 (тоже гамма-излучающий — в отличие от всех других изотопов стронция). Существуют метки и на других изотопах. И такие метки можно изготавливать только на ускорителях
Подобные метки есть на стронций, который очень трудно извлекать. Есть метка стронций-85 (тоже гамма-излучающий — в отличие от всех других изотопов стронция). Существуют метки и на других изотопах. И такие метки можно изготавливать только на ускорителях
Кавитация. Присутствующие в жидкости пузырьки газа или пара, двигаясь с потоком жидкости и попадая в область давления меньше критического, приобретают способность к неограниченному росту. После перехода в зону повышенного давления рост прекращается, и пузырьки начинают уменьшаться. Если пузырьки содержат достаточно много газа, то при достижении ими минимального радиуса они восстанавливаются и совершают несколько циклов затухающих колебаний, а если мало, то пузырек схлопывается полностью в первом цикле.
А.с. 446757: Способ получения теплофизической метки, напри-
мер, для измерения расхода путем воздействия излучением на ис-
следуемый поток, отличающийся тем, что с целью расширения диа-
пазона измеряемых сред, воздействуют на контролируемый поток
ультразвуковым полем с интенсивностью выше порога кавитации,
фокусируют звуковые волны в локальную область, создают кратковременный процесс кавитации и получают теплофизическую неоднородность за счет продуктов кавитации.
мер, для измерения расхода путем воздействия излучением на ис-
следуемый поток, отличающийся тем, что с целью расширения диа-
пазона измеряемых сред, воздействуют на контролируемый поток
ультразвуковым полем с интенсивностью выше порога кавитации,
фокусируют звуковые волны в локальную область, создают кратковременный процесс кавитации и получают теплофизическую неоднородность за счет продуктов кавитации.
Генераторы льда. Жидкий Гелеобразный Лед (Binary Ice)
Самые лучшие результаты приносит использование пузырькового жидкого льда! Новейшее поколение генераторов жидкого льда , выпускаемых компанией Crytec, производит уникальный жидкий лед Bubble Slurry™, представляющий собой смесь микроскопических кристаллов льда, пузырьков воздуха или газа и воды. Температура такой смеси около -2,5 градусов. Ее физические свойства позволяют пропускать смесь через шланги или трубки длиной до 100м
Генераторы хлора Aqua Rite (США) - компактная система, которая позволяет полностью удовлетворить потребность в хлорировании искусственных водоемов любых размеров. Генератор хлора обеспечивает надежную дезинфекцию воды.
Генераторы хлора Aqua Rite производят хлор из обычной поваренной соли, которая добавляется в воду бассейна. В результате электролиза хлорка для бассейна не только производится, но превращается снова в соль для многократного повторного использования.
Генераторы хлора Aqua Rite производят хлор из обычной поваренной соли, которая добавляется в воду бассейна. В результате электролиза хлорка для бассейна не только производится, но превращается снова в соль для многократного повторного использования.
Приложение 1. Краткий текст АРИЗ-АРИЗ-АСС-2010
©Рубин М.С.
Часть 1. Формулировка задачи.
Перечень шагов АРИЗ-АРИЗ-АСС-2010
|
1.1. Название задачи. Автор решения, вариант, дата.
|
1.2.Сформулировать исходную ситуацию в свободной форме.
|
1.4. Перечислите элементы, из которых складывается уточненная (выбранная) задача.
|
1.6. Кратко (в одно предложение) описать требуемый результат, целевую характеристику. Использовать элементы из списка 1.4.
|
1.7. Какое действие необходимо выполнить для реализации 1.6. (при необходимости перейти к причинно-следственному анализу и выбрать ключевое действие)
|
1.8. Какие имеются способы реализации требований и действий из 1.6 и 1.7 (Необходимо использовать элементы из 1.4., если один из элементов имеет два или более возможных состояния, то необходимо их перечислить).
|
1.9. Какие проблемы (нежелательные эффекты) возникают при использовании способов, перечисленный в 1.8
Если проблем нет, то либо задача решена, либо необходимо перейти к 1.1.
|
1.10. ОВ – оперативное время. Указать время возникновения проблемной ситуации в удобной форме (от … до …; в течение … ; во время … )
|
1.11. Перечислить имеющиеся ограничения.
|
1.12. Формулировка задачи:
«Необходимо (текст из 1.6). Для этого требуется выполнить действие (текст из 1.7) в период времени (текст из 1.10) при ограничениях (текст из 1.11)».
|
1.13. Верно ли в п. 1.12 сформулирована проблема. При необходимости уточнить формулировки начиная с 1.4.
|
Часть 2. Анализ функций и способов их реализации.
2.1.
|
|
2.1.1. Построение модели искомой функции:
- Субъект из списка 1.4 (может быть заменено Х-элементом)
- требуемое действие из п.п. 1.5 и 1.6.
- Объект из списка 1.4
|
|
2.2.1 Функциональный ИКР:
- Субъект из 2.1.1
- САМ Текст из 2.1.2
- Текст 1.7
- При ограничениях … текст из 1.11.
|
|
2.2.3. Поиск в различных информационных базах и при помощи разных поисковых систем. Уточнение поискового запроса.
Анализ и отбор найденной информации.
|
|
2.2.4. Функционально-ориентированный поиск (ФОП).
|
|
2.2.5. При необходимости вернуться к шагу 2.1.1 и уточнить формулировки функций и их анализ. ОБЯЗАТЕЛЬНО перейти к части 3.
|
|
2.2.6. Занести идеи в накопитель образа решения.
|
|
Часть 3. Анализ противоречий требований и способов их удовлетворения.
3.1.
|
3.1.1. Противоречие требований 1.
ЕСЛИ (выбрать вариант из текста 1.8.), ТО (указать необходимое положительное требование или действие из текста 1.6 или 1.7), НО (указать нежелательные последствия из текста 1.9).
Если в 1.8 и 1.9 имеется два состояния элемента, но противоположным действием может быть выбрано противоположное состояние элемента.
Нежелательными эффектами могут быть ограничения из п. 1.11 или время конфликта п. 1.10.
|
3.1.2. Противоречие требований 2.
ЕСЛИ (выбрать из 3.2.1 противоположное действие), ТО (указать положительные последствия, НО (указать нежелательные последствия).
|
3.1.3. Выбрать то из двух противоречий, которое больше соответствует требованиям п.п. 1.6 и 1.7 и сформулировать его в более жестком (усиленном варианте).
Если не удается сформулировать противоречия, то, либо задача решена, либо необходимо перейти к 1.1 и уточнить задачу.
|
3.2.1. Применить приемы разрешения противоречий.
Для материальных систем использовать полную таблицу применения типовых приемов разрешения противоречий. Для нематериальных – сокращенную.
|
3.2.2. Описать возможный образ решения, исходя из п. 3.2.1. Предложить элементы из п. 3.1.3 или из п. 1.4, для которых эти приемы могут быть применены.
Занести идеи в накопитель образа решения. Если задача решена – перейдите к разделу 6.
|
Часть 4. Анализ модели конфликта и модели его устранения.
4.1.
|
|
4.1.1. Выделить из 1.4 элементы, входящие в конфликт. Они должны присутствовать и в формулировке 3.1.3.
Можно сформулировать не одну, а два-три варианта модели конфликта.
|
|
4.1.2. Охарактеризовать связи между элементами выделенными в 4.1.1. Если элемент может иметь несколько состояний, то необходимо указывать в каком состоянии находится элемент в выделенной модели.
Сформировать и отобрать элепольную модель конфликта.
|
|
4.1.3. Конфликтующие элементы (конфликтующая пара в АРИЗ-85-В).
ОЗ (оперативная зона) – зона взаимодействия конфликтующих элементов.
|
|
4.2.
|
|
4.2.1. АИСТ-2010 http://temm.ru/ru/section.php?docId=4434
На основе АИСТ-2010 применить систему стандартов 2010. Выбрать рекомендуемые стандарты и тренды развития.
|
|
4.2.2. Применение рекомендаций системы стандартов.
Занести идеи в накопитель образа решения.
|
|
4.2.3. Если модель задачи не сформулирована, то вернуться к 4.1.1.
|
|
4.2.4. Если идей решения нет или они не подходят, то перейти к части 5.
|
|
4.2.5. Если идея решения найдена, то перейти к части 6.
|
|
Часть 5. Анализ ресурсов, противоречий свойств и их устранение.
5.1.
|
5.1.1. Ресурсный ИКР: Икс-элемент (из ресурсов системы), абсолютно не усложняя систему и не вызывая вредных явлений, устраняет (указать вредное действие из 3.1.3) в течение ОВ (из 1.10) в пределах ОЗ (из 4.1.3), сохраняя (указать полезное действие из 3.1.3).
|
5.1.2. Противоречие свойств:
5.1.2.1. Конфликтующий элемент (из 4.1.3) должен обладать свойством (или свойствами) Х, чтобы обеспечить главное требование (+ из 5.1.1), и должен обладать свойством (свойствами) "АНТИ-Х", чтобы устранить недостаток (- из 5.1.1).
5.1.2.2. Короткая запись противоречия свойств:
Элемент (название) Х1 – Анти- Х1 Элемент (название) Х2 – Анти- Х2 …
5.1.2.3. Какие свойства, параметры конфликтуют в 5.1.2.2, какими подсистемами эти свойства обеспечиваются. Использовать параметры с шага 2.1.2.
|
5.1.3. Ресурсные зоны:
РЗ-1- Конфликтующие элементы из 4.1.3.
РЗ-2- элементы системы из 1.4
РЗ-3- элементы общесистемные и надсистемные
|
5.2.
|
5.2.1. ИКР ОЗ:
Оперативная зона (указать из 5.1.1) в течении оперативного времени (указать из 5.1.1) должна САМА обеспечивать (выбрать и указать противоположные свойства из 5.1.2)
|
5.2.2. Анализ ресурсов элементов из разных ресурсных зон от первого к третьему.
5.2.3. Мобилизовать ресурсы из 5.2.2. Использовать ресурсы для разрешения противоречия 5.1.2 и достижения ИКР ОЗ из 5.2.1. .Использовать идеи из накопителя образа решений.
5.2.4. Дополнить накопитель образов решений новыми идеями из 5.2.3.
|
5.2.5. Использовать информационные фонды для нахождения необходимых ресурсов и эффектов: указатели эффектов, ФОП, законы и линии развития, стандарты и др.
|
5.2.6. Дополнить накопитель образов решений новыми идеями.
|
Часть 6. Изменение и переформулировка задачи. Развитие решения.
6.1. Анализ, критика и уточнение выдвинутых идей
|
6.1.1. Если никаких идей решения нет, то необходимо перейти к 6.2.
|
6.1.2. Если имеется несколько идей, то отберите наиболее интересные.
|
6.1.3. Сформулируйте вторичные задачи и при необходимости перейти к 1.1.
|
6.1.4. Какие негативные последствия могут иметь предлагаемые решения для выполнения нужной функции? Постарайтесь устранить эти негативные последствия заново выполнив шаги с п. 3.1.1. или сформулируйте их в виде новых задач и перейдите к 1.1.
|
6.1.5. Выявить потенциальные конфликты и противоречия в предлагаемом решении (увеличить-уменьшить ключевые параметры). Сформулировать новые задачи и перейти к 1.1.
|
6.1.6. Какие положительные сверхэффекты возникают при использовании найденного решения? Какие дополнительные ресурсы возникают? Как их использовать?
|
6.2. Изменение и обобщение задачи. Смена аспекта рассмотрения.
|
6.2.1. Нужно ли решать поставленную задачу? Что сделать, чтобы поставленную задачу вообще не нужно было решать? Какие другие задачи при этом возникают? Перейти к 1.1.
|
6.2.2. Нужно ли выдерживать поставленные ограничения? (допустить недопустимое).
|
6.2.3. Какие другие аспекты рассматриваемой системы (задачи, возможного решения) можно выделить?
|
6.2.5. От поставленной задачи и ее решения перейти к обобщенной задаче и к обобщенному решению. Применить ФОП или обратный ФОП.
|
6.2.7. Остановить анализ, если новая задача не поставлен.
|
Часть 7. Накопитель идей и карта хода решения задачи.
№ №
|
2.1.1. функция и аспект
|
3.1.3. Противоречие требований
|
4.1.3. Конфликтующие элементы
|
5.2.1. ИКР ОЗ
|
Накопитель идей (из 2.2.6; 3.2.2; 4.2.2.; 5.2.6.)
|
1
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
Приложение 2. Задачи для решения по АРИЗ-АРИЗ-АСС-2010
Задачаа о визуализации информации о компании.
Необходимо найти решение для визуализации на сайте информации об истории развития компании. При этом возникает несколько рядов такой информации: объем продаж, структура компании, география деятельности компании, продуктовый ряд и так далее. Как наиболее лаконично и в тоже время наиболее полно визуализировать эту информацию? Объем информации должен быть большой, чтобы ничего не упустить, и должен быть маленький, чтобы было удобно ею пользоваться, и можно было охватить всю информацию сразу. Как быть?
Задача о Дедале.
В Древней Греции были необычайно популярны изделия критского мастера Дедала. Оружие, украшения с маркировкой «Дедал» находят в разных районах Греции, они неоднократно упоминаются в легендах и документах тех времен.
Однако на самом Крите никаких упоминаний о столь знаменитом мастере нет.
Как это объяснить? (Задачу сформулировал Ю.С.Мурашковский).
Приложение 3. Перечень основных понятий используемых в АРИЗ-АРИЗ-АСС-2010
· АИСТ-2010 (алгоритм применения стандартов 2010 года)
· Альтернативные системы
· Антисистема
· Аспект рассмотрения систем
· Веполь
· Вещество
· Взаимодействие (полезное и вредное)
· Законы развития технических систем
· ИКР – идеальный конечный результат
· ИКР Ресурсный
· ИКР Функциональный
· ИКС-элемент (Х-элемент)
· Информационные фонды
· Компонентно-структурный анализ
· Конфликтующая пара (конфликтующие элементы)
· Линии развития систем
· Микро-уровень (переход на микро-уровень)
· ММЧ – метод моделирования маленькими человечками
· Модель функции
· Надсистема
· Объединение альтернативных систем
· Объект
· Онтогенез системный
· Оперативная зона (ОЗ), взаимодействие конфликтующих элементов
· Оперативное время (ОВ)
· Параметры элементов
· Подсистема
· Поле взаимодействия
· Приемы разрешения противоречий требований
· Приемы разрешения физических противоречий
· Противоречие свойств
· Противоречие техническое (техническое противоречие – ТП)
· Противоречие требований
· Противоречие физическое (физическое противоречие – ФП)
· Ресурсы
· РТВ – развитие
· Свертывание
· Свойства элементов
· Система
· Стандарты на решение изобретательских задач (стандарты)
· Таблица применения приемов разрешения технических противоречий (матрица Г.С.Альтшуллера)
· Указатели эффектов
· Филогенез системный
· ФОП – функционально-ориентированный поиск
· Функциональный анализ
· Функция
· Шаг назад от ИКР (метод)
· Элемент
· Элеполь
Приложение 4. Краткий перечень развития текстов АРИЗ.
АРИЗ-56 – Аналитическая, Оперативная и Синтетическая стадии
АРИЗ-59 – введен ИКР, поиск в других отраслях техники
АРИЗ-61 – прообраз приемов разрешения противоречий
АРИЗ-62 – стадия выбора задачи
АРИЗ-63 – прообраз таблицы применения приемов
АРИЗ-64/65, АРИЗ-65 – 31 прием; таблица 16х16
АРИЗ-68 – стадия уточнения задачи, 35 приемов, таблица 32х32
АРИЗ-71, АРИЗ-71Б, АРИЗ-71В – оператор РВС, 40 приемов, таблица 39х39
АРИЗ-77 – веполь, стандарты, физ-противоречия, физ-эффекты, ММЧ
АРИЗ-82 – микро-ФП, таблица решения физ-противоречий
АРИЗ-85-В – ВПР, ресурсный ИКР, стандарты-76, нет таблицы приемов
АРИЗ-91 (вариант Б.Злотина, а также вариант АРИЗ-91 группы под руководством С.Литвина) – более детальный и точный, но громоздкий для применения алгоритм. http://www.triz-summit.ru/ru/section.php?docId=4131
АРИЗ-2010 ( В.М.Петров, www.triz-summit.ru/file.php/id/f4626/name/АРИЗ-2010-1.pdf ) – используются преимущества АРИЗ-85-В и АРИЗ-91, устраняя их недостатки.
АРИЗ-АСС-2010 (М.С.Рубин) – предназначен для решения не только технических задач, но и задач из других областей. Используется цикличность выполнения отдельных шагов и алгоритма в целом, применяются понятия элеполь, противоречия требований и т.д.
Более детально история развития текстов АРИЗ изложена в работе Петров В. История развития алгоритма решения изобретательских задач – АРИЗ. Информационные материалы. Изд. 2-е, испр. и доп. – Телль-Авив, 2008 – 196 с. http://www.triz-summit.ru/ru/section.php?docId=3987
Приложение 5. Литература
1. Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. Психология изобретательского творчества. - Вопросы психологии, 1956, № 6, с. 37-49.
2. Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. Изгнание шестикрылого Серафима. - Изобретатель и рационализатор, №10, 1959. с. 20-30.
3. Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. - Тамбов: Кн. изд., 1961, 128 с.
4. Альтшуллер Г.С. Основы изобретательства. - Воронеж: Центрально-Черноземное кн. изд., 1964, 240 с.
5. Альтшуллер Г.С. Внимание: Алгоритм изобретения! – Еженедельник "Экономическая газета" № 35, 1 сентября 1965 года Приложение «Технико-экономические знания» выпуск 27-й (41-й), 16 с.
6. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М: Московский рабочий, 1969. - 272 с.
7. Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ-68 / Сост. Г.С. Альтшуллер. - Баку: Гянджлик, 1970. - 19 с. (ротапринт).
8. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М: Московский рабочий, 1973. - 296с.
9. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. – М.: Сов. Радио, 1979, 184 с. – Кибернетика.
10. Альтшуллер Г.С. АРИЗ - значит победа. Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ-85-В.- Правила игры без правил / Сост. А.Б.Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, 1989.-280 с. - (Техника - молодежь - творчество), с. 11-50.
11. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач)/ Г.С.Альтшуллер, Б.Л.Злотин, А.В.Зусман, В.И.Филатов. - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.- 381 с.
12. Петров В.М., Рубин М.С. Требования к разработке АРИЗ нового поколения. Научно-практическая конференция «ТРИЗ-ФЕСТ 2009»: сборник трудов конференции. СПб, 2009. – 302 с. (с. 159-165). http://www.triz-summit.ru/ru/section.php?docId=4201
13. Рубин М.С. Об АРИЗ нового поколения: многоаспектный цикл преодоления противоречий. Научно-практическая конференция «ТРИЗ-ФЕСТ 2009»: сборник трудов конференции. СПб, 2009. – 302 с. http://www.triz-summit.ru/file.php/id/f4365/name/АРИЗ-2010-Фест-РМС.doc
14. Рубин М.С. Функционально-логическая блок-схема для анализа работы алгоритма. Предложения по изменению структуры и текста АРИЗ-85-В. http://www.triz-summit.ru/ru/section.php?docId=4176
15. Рубин М.С. Некоторые предложения к блок схеме "Алгоритма исследования и решения противоречий - 2010" , http://temm.ru/ru/section.php?docId=4057
16. Рубин М.С. Алгоритм применения стандартов на решение изобретательских задач – 2010 http://temm.ru/ru/section.php?docId=4423
17. Одинцов И.О., Рубин М.С. Повышение эффективности разработки программных продуктов на основе методов ТРИЗ Научно-практическая конференция «ТРИЗ-ФЕСТ 2009»: сборник трудов конференции. СПб, 2009. http://www.triz-summit.ru/file.php/id/f4434/name/Одинцов-TRIZ-SW.doc
18. Одинцов И.О., Рубин М.С. Опыт применения методов ТРИЗ для повышение эффективности разработки ПО. Международная конференция "Разработка ПО 2009" 28-29 октября 2009 года, Москва http://www.temm.ru/ru/section.php?docId=4419
19. Рубин М.С. О состоянии разработки АСС-2010, 2009 г., www.triz-summit.ru/ru/section.php?docId=4629
20. Рубин М.С. Параметрический ТРИЗ, 2009 www.temm.ru/ru/section.php?docId=4466