русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

Переход в надсистему и к подсистемам (на микроуровень)

Переход в надсистему и к подсистемам (на микроуровень)
  • На любом этапе внутреннего развития система может быть объединена с другими системами в надсистему с новыми качествами:
    • образование бисистем или полисистем
    • развитием связей внутри бисистем и полисистем
    • увеличения различий элементами системы: разные характеристики, разные элементы, противоположные элементы
    • свертывание би- полисистем в моносистему с возможным повторением цикла образования полисистем 
    • часть системы наделяется одним свойством, а другая часть или система в целом наделяется противоположным свойством.
  • На любом этапе внутреннего развития эффективность системы может быть повышена переходом к развитию подсистемы (на микроуровень), в частности, заменой системы веществом 
     
  • На любом этапе развития эффективность системы может быть повышена за счет объединения свойств и качеств альтернативных систем (систем с разным принципом действия, направленных на реализации одной и той же функции):
    • для конструкций в качестве базовой системы для объединения используется наиболее простая из двух отобранных альтернативных систем
    • для технологических процессов в качестве базовой рекомендуется брать ту технологию, которая имеет наилучшие целевые показатели
       
 
Особенности перехода в надсистему и к подсистемам для технических систем в системе стандартов - 76
 
КЛАСС 3. ПЕРЕХОД К НАДСИСТЕМЕ И НА МИКРОУРОВЕНЬ
3.1. Переход к бисистемам и полисистемам
3.1.1. Переход к бисистемам и полисистемам
3.1.2. Развитие связей в бисистемах и полисистемах
3.1.3. Увеличение различия между элементами бисистем и полисистем
3.1.4. Свертывание бисистем и полисистем
3.1.5. Несовместимые свойства системы и ее частей
3.2. Переход на микроуровень
3.2.1. Переход на микроуровень
________________________________________
3.1. ПЕРЕХОД К БИСИСТЕМАМ И ПОЛИСИСТЕМАМ
Наряду с "внутрисистемным" совершенствованием (линия стандартов класса 2) существует линия "внешнесистемного" развития:
на любом этапе внутреннего развития система может быть объединена с другими системами в надсистему с новыми качествами.
3.1.1. Переход к бисистемам и полисистемам
Эффективность системы - на любом этапе развития - может быть повышена системным переходом 1-а:
с объединением системы с другой системой (или системами) в более сложную бисистему или полисистему.
Пояснения.
1. Для образования бисистем и полисистем в простейшем случае объединяют два или более вещества В1 или В2 (бивещественные и поливещественные веполи).
2. Приведенный выше стандарт 2.2.1 также можно рассматривать как переход к полисистемам (хотя точнее его следует считать увеличением степени полисистемности). Единство противоположностей: разделение и объединение приводят к одному и тому же - образуются бисистемы и полисистемы.
Другая характерная особенность бисистем и полисистем - эффект многоступенчатости.
Пояснения.
3. Возможно образование биполевых и полиполевых, а также вепольных систем, в которых одновременно мультиплицированы поля и вещества. Иногда мультиплицируется пара (П - В) или веполь в целом.
Пояснения.
4. В предыдущих работах по стандартам переход к надсистеме рассматривался как завершающий этап развития систем. Предполагалось, что система сначала должна исчерпать резервы развития "на своем уровне", а потом перейти к надсистеме. Однако был накоплен обширный материал, свидетельствующий о том, что этот переход может совершаться на любом этапе развития системы. При этом дальнейшее развитие идет по двум линиям: совершенствуется образовавшаяся надсистема и продолжается развитие исходной системы. Нечто подобное имеет место в химии: более сложные химические элементы образуются за счет надстройки новых электронных орбит и за счет достройки незавершенных внутренних орбит.
3.1.2. Развитие связей в бисистемах и полисистемах
Повышение эффективности синтезированных бисистем и полисистем достигается, прежде всего, за счет развития связей элементов в этих системах.
Новообразованные бисистемы и полисистемы часто имеют "нулевую связь" (термин предложен А. Тимощуком), то есть представляют собой просто "кучу" элементов. Развитие идет в направлении усиления межэлементных связей. С другой стороны, элементы в новообразованных системах иногда бывают соединены жесткими связями. В этих случаях развитие идет в направлении увеличения степени динамизации связей.
3.1.3. Увеличение различия между элементами бисистем и полисистем
Эффективность бисистем и полисистем повышается при увеличении различия между элементами системы (системный переход - 1-б):
от одинаковых элементов (набор одинаковых карандашей)
к элементам со сдвинутыми характеристиками (набор разноцветных карандашей),
затем - к разным элементам (готовальня)
и инверсным сочетаниям типа "элемент и антиэлемент" (карандаш с резинкой).
3.1.4. Свертывание бисистем и полисистем
Эффективность бисистем и полисистем повышается при их свертывании, прежде всего, за счет сокращения вспомогательных частей, например, двустволка имеет один приклад. Полностью свернутые бисистемы и полисистемы снова становятся моносистемами, цикл может повториться на новом уровне.
3.1.5. Несовместимые свойства системы и ее частей
Эффективность бисистем и полисистем может быть повышена распределением несовместимых свойств между системой и ее частями. Это системный переход 1-в:
используют двухуровневую систему, в которой вся система в целом обладает свойством С, а ее части (частицы) - свойством анти-С.
________________________________________
3.2 ПЕРЕХОД НА МИКРОУРОВЕНЬ
Есть два пути перехода к принципиально новым системам:
переход к надсистеме ("путь вверх" - стандарты подкласса 3.1) и
переход к использованию "глубинных" подсистем ("путь вниз" - подкласс 3.2).
3.2.1. Переход на микроуровень
Эффективность системы - на любом этапе развития - может быть повышена системным переходом 2:
с макроуровня на микроуровень, когда систему или ее часть заменяют веществом, способным при взаимодействии с полем выполнять требуемое действие.
Пояснения.
1. Приведенный пример может показаться странным: насос остался насосом, в чем же принципиальная новизна? Из-за несовершенства действующих норм оформления изобретений запатентован "регулируемый лабиринтный насос". На самом деле насос остается неизменным, новизна в способе его регулирования. Вместо громоздкого и малоэффективного механического способа использован принципиально иной (тепловой) способ регулирования.
Пояснения.
2. В предыдущих работах по стандартам предполагалось (как и при рассмотрении перехода к надсистеме - см. пояснение 4 к стандарту 3.1.1), что переход на микроуровень целесообразен при исчерпании ресурсов развития системы. По современным представлениям переход на микроуровень возможен на любом этапе развития системы.
3. Переход "макро - микро" - понятие обобщенное. Существует множество уровней "микро" (домены, молекулы, атомы и т. д.) - соответственно имеется много разных переходов на микроуровень, а также множество переходов с одного микроуровня на другой, более низкий. По этим переходам накапливается материал, который, вероятно, приведет к появлению новых стандартов подкласса 3.2.
  на главную | наверх