русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

Дискуссия № 4

Дискуссия № 4.
 
Стадии развития научных представлений
 
Эта тема была впервые доложена на конференции в Новгороде в 2001 году. В результате последующих исследований, структура модели несколько изменилась. Привожу последний вариант.
 
Примерами проиллюстрированы только основные положения. Иллюстрация каждого частного положения привела бы к слишком большому объему статьи. При необходимости могу привести примеры любого из частных положений.
 
Научные представления об окружающем мире и его явлениях (модели) проходят в своем развитии определенные стадии. Стадии обычно следуют одна за другой в определенном порядке. Каждая стадия имеет свои структуру и свойства. Рассмотрим их детальнее.
 
0. Отдельные, несвязанные между собой явления.
 
Это простое накопление фактов. Причем характер общности этих фактов может быть любой — все зависит от личных представлений исследователя.
 
Объектом исследования являются сами явления без попыток найти их причины и механизмы.
 
Пример 1: В 1269 г. Пьер Перегрин из Марикута написал книгу «Письма о магните», в которой собрал много сведений о магните, накопившихся до него и открытых им лично. Перегрин впервые говорит о полюсах магнитов, о притяжении («совокуплении») разноименных полюсов и отталкивании одноименных, об изготовлении искусственных магнитов путем натирания железа естественным природным магнитом, о проникновении магнитных сил через стекло и воду, о компасе. (4, с.27)
 
Основные занятия исследователей:
 
-        Изучение свойств объектов и явлений без попыток связать их между собой или найти причины и механизмы.
 
Основные проблемы:
 
-        невозможно предсказывать появление новых явлений и их свойства;
-        нет единого мнения о похожести изучаемых явлений.
 
1. Модели-аналогии
 
Речь идет о прямых аналогиях, когда изучаемое явление (объект) сравнивают с уже изученным. Формирование первых моделей не связано с накоплением фактов, как принято считать. Эти процессы идут параллельно. Накопленные факты позже вступят в противоречие с построенными моделями, заставят их развиваться. Но сами первые модели строятся на двух-трех, а то и на одном факте.
 
Объектом исследования являются параметры похожести – сперва внешние, а позже и внутренние (по структуре, по механизму).
Сравнения бывают следующих видов (статистически именно в такой последовательности):
 
  • «Пустые» модели
 
Это модели, в которых необъясненные факты или явления пытаются объяснить через другие, столь же необъясненные, но привычные.
 
Пример 2: Платон утверждал, что свойства магнита имеют божественное происхождение, и тем самым избежал многих раздумий и сомнений. (4, с.10)
 
Пример 3: Традиционная модель художественной критики: произведение таково потому, что такова природа таланта автора.
 
Сюда же относятся эзотерические «науки», которые объясняют явления «космическими законами», «тонкими телами», «энергиями» и тому подобными «заклинаниями».
 
  • Магические модели
 
Это модели, в которых:
 
1.      объектам и явлениям приписывается человеческая мотивация;
2.      причиной явлений становятся свойства и действия человека;
3.      проводятся аналогии между явлениями и человеческими свойствами.
 
Пример 4: Наши друзья показали мне яд, которым они смазывают наконечники стрел. Это — внутренности одной гусеницы, называемой н'гва. Она — всего полдюйма [немногим более сантиметра] в длину. Бушмены выжимают из гусениц внутренности и высушивают их на солнце. После потрошения гусеницы они тщательно очищают ногти, потому что даже ничтожное количество яда, попавшее в царапину, оказывает действие, подобное действию трупного яда. Агония при этом бывает такой сильной, что человек режет самого себя, требует материнской груди, как будто становится снова грудным ребенком, или убегает от человеческого жилья в состоянии буйного помешательства. <...>
Так как бушмены пользуются репутацией людей, умеющих лечить раны, отравленные этим ядом, то я спросил их, как они достигают излечения. Они сказали, что для этой цели они назначают самоё гусеницу в комбинации с жиром. Они втирают в ранку также жир, утверждая, что гусенице н'гва требуется жир, и когда она не находит себе жира в теле человека, то она убивает человека; «мы даем ей то, что ей нужно, и она бывает довольна» — довод, который может понравиться и просвещенным людям. (5, с.106-107)
 
  • Аналогии по внешним параметрам
 
Это модели, в которых:
 
1.      причиной явления становятся другие повторяющиеся явления в надсистеме или окружающей среде, совпадающие с ним;
2.      в надсистеме или окружающей среде находятся параметры, которые могут подходить для объяснения изучаемого явления;
3.      исходная аналогия становится основой для объяснения сложных многоступенчатых явлений;
4.      проводятся аналогии с явлениями надсистемы, внешней среды или другого системного ранга.
 
Пример 5: Для синтеза белков и нуклеиновых кислот клетки вырабатывают богатые энергией молекулы, которые с помощью ферментов обеспечивают энергией каждый этап присоединения мономера. Ферменты также устраняют лишние молекулы, например, воду, мешающую дегидратации. В лабораториях синтезируют полипептиды и полинуклеотиды в безводном растворителе, при высоких концентрациях мономеров и с высокоэнергетическими реагентами. На примитивной Земле единственным растворителем была вода, нужных мономеров было крайне мало, реагенты были просты, ферментов не было вовсе. Трудно себе представить при таких условиях образование полимеров.
Возможное решение этой проблемы связано с адсорбцией необходимых молекул на поверхности глинистых минералов. Этому механизму особое значение придавал покойный Дж.Д. Бернал (1901-1971), известный английский ученый-кристаллограф. По сравнению с органическими соединениями глинистые минералы обладают большой адсорбционной способностью. Кроме того, они по-разному взаимодействуют с различными типами соединений, которые адсорбируют. (11, с.64-66)
 
  • Структурные аналогии
 
Это модели, в которых структура изучаемого объекта представляется аналогичной структуре уже изученного.
 
Пример 6: Первой моделью атома была модель Х.Нагаоки (1904 г.), который построил ее по аналогии с Сатурном: вокруг ядра вращается кольцо электронов. В 1905 г. В.Вин предложил планетарную модель атома – электроны вращаются вокруг ядра, как планеты вокруг Солнца. Аналогичные модели предлагали также А.Пуанкаре и Ж.Перрен. В 1911 г. планетарную модель атома экспериментально подтвердил Э.Резерфорд. (8)
 
Основные занятия исследователей:
 
-        Поиски аналогий
-        Поиски антианалогий
-        Поиски некоего универсального «естественного» параметра (естественное место всех предметов у Аристотеля, естественный человек у просветителей 18 века, естественная форма движения, естественное состояние с наименьшей энергией и т.п.).
 
Основные проблемы:
 
-        трактовки путаются между собой;
-        нет надежной воспроизводимости результатов.
 
Эти проблемы решаются переходом к классификациям — то есть, к наведению в группах какого-то порядка.
 
2. Классификации
 
Это распределение изучаемых объектов по группам, исходя из аналогий.
 
Объектом изучения являются именно групповые аналогии, а не сами объекты.
 
Филогенетически классификации развиваются следующим образом:
 
  • Внешние классификации
 
Это классификации по внешним признакам — размерам, форме, цвету и т.п.
 
Пример 7: Первой попыткой классификации орудий труда была классификация датского археолога Каунсиллора Томсена, создавшего экспозицию в Национальном музее древностей в Копенгагене и описавшего ее в 1836 г.  Орудия были распределены по материалу — камень, медь или бронза, железо, что, однако, не несло в себе определенного представления о хронологии, о движении от примитивной технологии производства орудий к более совершенной. (1, с.60-61)
 
  • Морфологические классификации
 
Это классификации по внутреннему строению.
 
Пример 8: ...обоснование морфологической специфики неандертальского вида обязано своим утверждением французскому палеонтологу и антропологу Марселену Булю, опубликовавшему в 1912 г. тщательное описание наиболее полно сохранившегося скелета из пещеры Буффия близ местечка Шапелль-о-Сен во Франции. Таким образом, после этих работ морфологическое своеобразие неандертальского человека не только стало полностью доказанным научным фактом, но и получило таксонометрическое обозначение, неандерталец с полным правом вошел в число других палеонтологических видов вымерших млекопитающих. (1, с.81-82)
 
Структура самих классификаций тоже претерпевает изменения во времени. Первыми появляются одноранговые классификации – типизации.
 
Пример 9: Теофраст разделил все растения на две группы – деревья-кустарники и полукустарники-травы.
 
Затем появляются классификации иерархические, многоранговые.
 
Пример 10: Такие классификации растений составляли Рей, Линней, Жордан и многие другие ботаники.
 
Основные занятия исследователей:
 
-        Поиск ''правильного'' параметра классификации.
-        Поиск ''правильной'' структуры классификации.
-        Попытки создания многопараметрических классификаций.
 
Основные проблемы:
 
-        для повышения точности классификации приходится делать все более разветвленными, при этом теряется ориентировка;
-        все больше изучаемых явлений одновременно попадают в несколько разделов классификации, при этом усложняется таксация.
 
Эти проблемы решаются переходом к периодизациям.
 
3. Периодизации (временные классификации)
 
Это классификации явлений по времени их появления или существования. Объектом изучения является временная последовательность, порядок расстановки событий во времени.
 
Важный момент: Далеко не все модели могут перейти от классификации к следующим этапам развития. Такой переход возможен, только если для классификации выбран параметр, меняющийся не просто по величине, но и во времени. В примере 7 первобытные орудия были классифицированы по материалу. Но оказалось, что именно материал менялся во времени. И по сей день наиболее распространенная периодизация первобытной истории именно такова: каменный век, бронзовый век, железный век.
Классификация химических элементов Менделеева основана на атомной массе. Теория химической эволюции Вселенной подразумевает ряд периодов синтеза элементов; при этом атомная масса возрастает во времени. Классификация организмов по степени развития привела к эволюционной теории Дарвина.
 
Пример 11: Его (Жана Пиаже — Ю.М.) труды посвящены в основном систематическому изучению «умственного» развития ребенка: формированию мышления, моральных суждений, понятий числа, количества, движения, времени, скорости, пространства, случайности... словом, всех явлений, связанных с тем, что принято называть интеллектом. Он является автором стадиальной теории развития умственных действий — от инстинктивных реакций до «гипотетико-дедуктивного» рассуждения, — которая упоминается во всех учебниках педагогики. (10, с.31)
 
Периодизации бывают двух основных видов:
 
  • Циклические периодизации
 
Это замкнутый цикл, состоящий из определенных этапов. По окончании цикла начинается следующий, полностью аналогичный предыдущему, но не связанный с ним.
 
Пример 12: Периодизация искусства (Б.Кроче). Гений придумывает новую тему и форму, затем продолжатели развивают их, цикл исчерпывается и умирает. Следующий гений начинает новый цикл.
Аналогичная периодизация живых организмов и геологических структур – теория катастроф Ж.Кювье.
 
  • Прогрессивные периодизации
 
Непериодические последовательности событий, явлений. Каждый следующий цикл является продолжением предыдущего.
 
Пример 13: Такую периодизацию представляет собой современная антропология и история первобытного мира.
 
Основные занятия исследователей:
 
-        Поиск «правильных» параметров периодизации.
-        Поиск «правильных» названий периодов.
-        Дробление периодов.
-        Изучение структур внутри периодов.
-        Попытки динамизации структур внутри периодов.
-        Попытки создания многопараметрических периодизаций.
-        Попытки давать трактовки отклонениям от модели. Эти трактовки становятся все более сложными и противоречивыми.
 
Основные проблемы:
 
-        периоды дробятся до потери смысла;
-        путаются параметры периодизации;
-        нарастает несоответствие между требованиями циклических периодизаций и фактами;
-        лавинообразно нарастает количество объяснений ad hoc и «лигвистических объяснений».
 
Пример 14: Л.Гумилев построил теорию этногенеза как циклическую периодизацию. Все циклы всех этносов длятся 1200 лет и имеют определенные части, длительность которых тоже одинакова во всех циклах. Эта модель более или менее точно описывает события времен античности и самого раннего Средневековья (на которых она, собственно, и строилась). История позднего Средневековья и последующих периодов настолько не совпадает с моделью Гумилева, что он практически не приводит примеров оттуда. А те несколько, которые приводит, трактует весьма произвольно, с множеством подтасовок: называет этносами случайные группы, объединяет разные по времени жизни группы в один этнос и т.п. (2)
 
Эти проблемы решаются переходом к эволюционным моделям.
 
4. Эволюционные модели
 
Объектом изучения эволюционных моделей являются закономерности временных последовательностей событий, механизмы смены этих событий, объектов, явлений и т.п.
 
  • Однофакторные модели
 
Это модели, в которых развитие изучаемого явления рассматривается, как непрерывный процесс, происходящий под воздействием одного фактора, который рассматривается, как определяющий. Остальные факторы считаются несущественными.
 
Пример 15: (В концепции Энгельса — Ю.М.) …был открыт и убедительно аргументирован в своем действии социально-исторический фактор и этим продемонстрирован с самого начала социальный характер человеческой истории, а следовательно и ее начала — первобытной истории. Интегрирующее влияние социально-исторического фактора, составляющего краеугольный камень человеческой деятельности вообще, предопределило все стороны развития как биологических особенностей древнейших и древних людей, так и их социальных отношений. (1, с.75)
 
Пока непонятно, как определяются эти факторы. Но когда они найдены, их стараются распространить на все подсистемы изучаемого объекта, а также перенести на всю надсистему и другие, близкие системы.
 
Пример 16: Его (В.Райха — Ю.М.) главная идея, возникшая непосредственно под влиянием Фрейда, состояла в том, что сексуальное удовлетворение является важнейшим условием равновесия как отдельного индивида, так и всего общества. (10, с.42)
 
  • Модели с разделенным фактором
 
Это модели, в которых главный фактор делится на две, а затем и на большее число частей.
 
Пример 17: По мере появления нового материала, особенно из Азии и Африки стала расти роль локальных отличий в моделях. Первая реакция — книга американского археолога Халлама Мовиуса «Ранний человек и плейстоценовая стратиграфия в Южной и Восточной Азии»  1944 г. Автор показал различия в каменном инвентаре нижнепалеолитического времени на западе и на востоке Старого Света. (1, с.85)
 
Разделение фактора — не единственное преобразование, которое на этом этапе могут проходить модели. Возможен также переход к антимоделям и к группам. В последнем случае рассматриваются не сами явления или объекты, а их группы, объединения.
Все эти процедуры так или иначе ведут к необходимости учитывать не только первоначально выбранный главный фактор.
 
  • Модели с главным и вспомогательными факторами
 
Это модели, в которых дополнительные факторы признаются независимыми от главного, но оказывающими не столь значительное действие.
 
Пример 18: Маркс не считал экономический фактор единственным, определяющим развитие социальных систем. Но остальные — науку, искусство, религию и т.д. он полагал второстепенными.
 
  • Сложные эволюционные модели (многофакторные)
 
Это модели, в которых развитие изучаемого явления определяется несколькими взаимодополнительными факторами.
 
Пример 19: Ломоносов объяснял возникновение атмосферного электричества трением воздушных слоев друг о друга при перемещении холодных масс воздуха вниз, а теплых вверх. Это была первая научная гипотеза, объяснявшая электризацию атмосферы. Сейчас среди «генераторов» атмосферного электричества, помимо облаков и осадков, называют также пылевые бури, извержения вулканов, метели, разбрызгивание воды водопадами, морским прибоем и т.п. (6, с.92-93)
 
Основные занятия исследователей:
 
-        Распространение модели на подсистемы
-        Перенос фактора на надсистему и близкие системы
-        Перенос типа модели на другие направления науки
-        Аксиоматизация фактора
-        Поиск «правильного» универсального фактора
-        Дробление фактора
-        Попытки объединять модели с разными факторами
-        Построение антимоделей
-        Заполнение нижних рангов модели
-        Прикладные исследования
-        Критика однофакторных моделей
-        Дробление на однофакторные школы
 
Основные проблемы:
 
-        растет количество отклонений от предсказаний модели;
-        нарастает число поправок
 
Эти проблемы решаются переходом к «второй производной» эволюции (эволюции эволюций).
 
Пример 20: Именно такой вид эволюции — неравномерная — рассматривается сейчас биологами. По современным представлениям, эволюция живых организмов происходит не путем равномерных накапливающихся мутаций, как считал Дарвин, а путем периодического освобождения ниш. Пока пищевые ниши заполнены, «посторонние» мутации просто отмирают. Но как только освобождается ниша, в нее стремительно мутирует подходящий по ресурсам организм. Затем эволюция снова резко замедляется. (7)
 
5. Эволюция эволюций
 
Это модели, в которых закономерности развития изучаемого явления также признаются изменяющимися.
 
Объектом изучения этого вида моделей являются закономерности изменения закономерностей эволюции.
 
Просматриваются два вида таких моделей:
 
  • Ускоренная эволюция
 
  • Эволюция с закономерной неравномерностью
 
Пример 21: После открытия Э.Хабблом расширения Вселенной какое-то время считалось, что она расширяется равномерно. Позже было обнаружено, что расширение идет с ускорением. Затем возникло несколько моделей – постоянно расширяющаяся Вселенная, циклическая (расширение сменится сжатием), незамкнуто-циклическая (сжатие не приведет к новому Большому взрыву, а сменится расширением в каком-то новом для Вселенной состоянии). Современная модель расширения Вселенной такова: Большой взрыв, затем быстрое расширение – инфляция (около 300 000 лет), затем замедляющееся расширение (около 6-7 млрд. лет), а затем ускоряющееся расширение (последние 7-8 млрд. лет). Этот вид неравномерности еще не имеет своего общепринятого объяснения. (3)
 
Поскольку этого типа моделей пока совсем немного, детальное их изучение затруднено. Однако количество их растет. Недавно, например, было высказано предположение, что как минимум две «мировые константы» меняют свою величину во времени.
 
Список литературы:
 
1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. «История». Москва : Высш. шк., 1990.  351 с.: илл.
 
2. Гумилев Л. Этногенез и биосфера земли.[Б.м.] : Изд-во «Айрис», 2006. 560 с.
 
3. Ефремов Ю.Н. Звездные острова. Фрязино : Век2, 2005. 272 с.
 
4. Карцев В.П. Магнит за три тысячелетия. 4-е изд., перераб. и доп. Москва :  Энергоатомиздат, 1988. 190 с. с ил.
 
5. Ливингстон Давид. Путешествия и исследования в Южной Африке с 1840 по 1855 гг. Москва : Гос. Изд-во географ. лит. 1955.
 
6. Лишевский В.П. Охотники за истиной. Москва : Изд-во «Наука», 1980.
 
7. Макдугал Дж.Д. Краткая история планеты Земля. Спб. : Амфора, 2008. 366 с.
 
8. Модели атома до Бора : [online]. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000027/st050.shtml
 
9. Охлобыстин О.Ю. Жизнь и смерть химических идей. Москва : Изд-во «Наука», 1989. 192 с.  с ил.
 
10. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. Москва : Прогресс, 1988.
 
11. Хоровиц Н. Поиски жизни в Солнечной системе. Москва : Мир, 1988.
 
 
Предложение № 4:
 
1.      Авторам предлагаемых на саммит и на защиту работ определять:
a.       Какой тип моделей получен в результате Ваших исследований?
b.      Соответствуют ли особенности Вашей исследовательской работы списку Основных занятий исследователей и Основных проблем, выделенных в этой статье для данного типа модели?
 
2.      В конце работы обязательно указывать, какие нужно провести исследования, чтобы получить следующий тип моделей.
 
В следующий раз по плану мы должны были бы обсудить так называемую «исследовательскую программу». Однако исследования в этой области оказались не такими простыми, как казалось раньше. Если в ближайшее время не удастся совершить прорыв в этой области, то в следующий раз мы поговорим о дискуссиях, в частности, о рангах задаваемых вопросов.
 
 
С уважением,
 
Ю. Мурашковский
 
 
 
  на главную | наверх