русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

Урок 11. Бином фантазии.

 

 Бином фантазии - прием предложенный известным итальянским сказочником Джанни Родари. В своей удивительной книге "Грамматика фантазии" он очень ярко и образно описал возможности применения этого приема. Выдержки из этой книги используются в комментариях к данной теме.

"... для возникновения искры одного электрического заряда недостаточно - нужно, чтобы их было два. Одно слово оживает лишь тогда, когда встречает другое, его провоцирующее, заставляющее сойти с рельсов привычки, раскрыть новые смысловые возможности. Нет жизни без борьбы. Воображение отнюдь не составляет некую обособленную часть ума, оно - сам ум, одно с ним целое и реализуется путем одних и тех же приемов в самых различных областях. Ум же рождается в борьбе, а не в покое. Анри Валлон в своей работе "Истоки мышления у детей" пишет, что мысль возникает из парных понятий. Понятие "мягкий" появляется не до и не после появления понятия "жесткий", а одновременно с ним, в процессе их столкновения, который и есть созидание. "Основа мысли - это ее двойственная структура, а не составляющие ее отдельные элементы. Пара, двойка, возникла раньше, чем единичный элемент."

Итак, вначале было противопоставление. Того же мнения придерживается Поль Кли, когда пишет в своей "Теории формы и изображения", что "понятие немыслимо без своей противоположности; не существует понятий самих по себе, как правило, мы имеем дело с "биномами понятий".

Рассказ может возникнуть лишь из "бинома фантазии".

"Конь - пес", в сущности, не представляют собой "бинома фантазии". Это всего лишь простая ассоциация внутри одного вида животных. При упоминании этих двух четвероногих  воображение остается безразличным. Это аккорд типа терции мажор, и ничего заманчивого он не сулит.

Надо, чтобы два слова разделяла известна дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным,  - только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить  между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое, целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать. Вот почему хорошо, когда "бином фантазии" определяется случаем. Пусть два слова будут продиктованы двумя детьми так, чтобы один не знал, что сказал другой; или можно прибегнуть к жеребьевке, или пусть ребенок, не умеющий читать, ткнем пальцем  в далеко отстоящие друг от друга страницы словаря.

Когда я был учителем, я вызывал к доске двух учеников, одного просил написать слово на видимой стороне доски, другого - на оборотной. Этот небольшой подготовительный ритуал имел определенный смысл. Он создавал атмосферу напряженного ожидания, сюрприза. Если ребенок писал на виду у всех слово "пес", то оно уже было особым словом, готовым к определенной роли в необычной ситуации, к тому, чтобы стать участником некоего непредвиденного события. "Пес" уже был не просто четвероногим, он был героем приключения, вымышленным персонажем, полностью находящимся в нашем распоряжении. Повернув доску, мы обнаруживаем, предположим слово "шкаф". Дети встречали его взрывом смеха. Слово "утконос" или "четырехгранник" не имело бы такого успеха. Отдельно взятое, слово "шкаф" не заставит ни смеяться, ни плакать. Оно инертно, бесцветно. Но "шкаф" в паре с "псом" - это совсем другое дело. Это уже открытие, изобретение, стимул.

Много лет спустя я прочел у Макса Эрнста обоснование его идеи "систематического смещения".  Эрнст воспользовался как раз изображением шкафа, каким его рисовал Де Кирико, - посреди классического пейзажа,  в окружении оливковых деревьев и греческих храмов. Будучи "смещенным", попав в необычный контекст, шкаф превращался в какой-то загадочный предмет. Возможно, в этом шкафу висела одежда, а может быть, нет. Факт таков, что шкаф был полон притягательности.

Виктор Шкловский описывает эффект "остранения", достигаемый Л.Н. Толстым, когда тот говорит об обычном диване словами, которые употребил бы человек, никогда дотоле дивана не видевший и никакого понятия о том, как им пользоваться, не имевший.

В "биноме фантазии" слова берутся не в их обычном значении, а высвобожденными из языкового ряда, в котором они фигурируют повседневно. Они "остранены", "смещены", выхвачены и витают на невиданном дотоле небосводе. Таковы, на мой взгляд, оптимальные условия для появления на свет занимательного рассказа."

Дж. Родари. "Грамматика фантазии", М. "Прогресс", 1990г., стр. 24-26.

 

1. Разминка.

 Игра в "ассоциации". "Картотека к урокам РТВ для 2-го класса".

2. Домашнее задание.

2-3 самых интересных карточки из истории технических систем.

3. Вход в урок.

Один из примеров использования "бинома фантазии" из книги Дж. Родари "Грамматика фантазии".

"Доктор Полифемо, придя домой, лезет в шкаф за домашней курткой, а в шкафу - собака. Пес неопределенной породы. Может быть, натаскан для охоты за шампиньонами, а может, за цикломенами, а может, за рододендронами. Он добродушен, приветливо виляет хвостом, вежливо подает лапу, но о том, чтобы вылезти из шкафа, и слушать не желает; как его доктор Полифемо ни упрашивает, пес неумолим. Доктор Полифемо отправляется в ванную принимать душ и там, в шкафчике, обнаруживает другую собаку. Третья  сидит в кухонном шкафу среди кастрюль, четвертая - в посудомойке, еще одна, в полузамороженном виде, - в холодильнике. Симпатичный щенок прячется в закутке для половых щеток, а маленькая болонка - в ящике письменного стола. Доктор Полифемо мог бы, конечно, вызвать лифтера и с его помощью выдворить непрошеных гостей из квартиры, но доктор Полифемо собачник, и сердце подсказывает ему другое решение. Он побежал в мясную лавку и купил десять килограммов вырезки, чтобы накормить своих гостей. Отныне он ежедневно берет по десять килограммов мяса. Это не может пройти незамеченным. Хозяин мясной лавки почуял что-то неладное.  Пошли разговоры, пересуды, начались и клеветнические измышления. А не прячет ли доктор Полифемо в своей квартире шпионов, гоняющихся за атомными секретами? Не производит ли каких-нибудь дьявольских опытов - иначе зачем ему столько мясных полуфабрикатов? Бедняга - доктор стал терять клиентуру. Поступил донос в полицию. Начальник полиции распорядился произвести у доктора обыск. И только тут выяснилось, что доктор Полифемо претерпел все эти неприятности исключительно из-за любви к собакам. (Дж. Родари. Грамматика фантазии, М. «Прогресс", 1990 г, стр. 28).

 

4. Основная тема.

Как вы думаете, что может означать слово «бином»?

 

Итак, выберите два слова:

 

         апельсин                                    шапка

 

 

Соедините их, используя различные предлоги (в, на, около, под, над и др.)

- апельсин в шапке,

- апельсиновая шапка...

 

Дополните получившиеся идеи:

Захотел Апельсин купить себе  шапку. Пошел он в специальный магазин. Перемерил все имевшиеся там шапки. Все они оказались такими большими, что, надевая шапку, Апельсин даже не видел себя в зеркале. Что же делать? Отправился Апельсин в ателье. Долго мастер снимал мерки, отмерял разные ткани... Так и не смог сшить для Апельсина подходящую шапку. Очень печальный шел Апельсин по улице. Навстречу ему шла девочка. Она спросила: "Отчего ты такой печальный, Апельсин?" Апельсин очень смутился: "Я очень хочу иметь шапку хорошую, удобную, чтобы голова не мерзла. Но нигде нет шапки подходящей для меня."  Девочка очень удивилась: "И это так тебя расстроило!? Пойдем я свяжу тебе теплую, удобную шапку, меня бабушка научила!"

 

Может быть, для иллюстрации нужен рисунок?

 

"На этой стадии рассказ представляет собой лишь "сырье". Обработать его, превратить в законченный продукт - задача писателя. Нас же интересовало одно: привести пример "бинома фантазии". Бессмыслица  может и остаться бессмыслицей.  Важен процесс: дети владеют им в совершенстве и получают от него истинное удовольствие. Описанное упражнение, конечно же, дает вполне ощутимые плоды. Но не следует недооценивать и развлекательный момент. Особенно если учесть, как мало в наших школах смеются. Одно из самых закоренелых и трудно преодолимых представлений о педагогическом процессе заключается как раз в убеждении, что процесс этот должен протекать угрюмо. Кое-что знал на сей счет еще Джакомо Леопарди, писавший в своем "Дзибальтоне" 1 августа 1823 года: "Прекраснейшая, счастливейшая пора жизни, детство, сопряжена с тысячью мучений, с тысячью тревог и страхов,  со столькими тяготами воспитания и ученья, что взрослый человек, несмотря на все свои мытарства, даже если бы мог, никогда не согласился бы вновь стать ребенком, дабы не пережить заново пережитое когда-то."

Дж.Родари. Грамматика фантазии, М., «Прогресс", 1990 г, стр. 28.

 

7.   Подведение итогов.

Домашнее задание: выбрать любую из полученных на уроке идей и написать небольшой рассказ.

 

  на главную | наверх