русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

Урок 9. Прием ускорить-замедлить.

 

 

1. Разминка.

Эстафета. Первый этап  - задание (например, передать мяч) выполняется как можно быстрее; второй этап - как можно медленнее.

Во втором этапе эстафеты возникает задача аналогичная "да-нетке" про джигитов (задача разбирается в тексте "входа в урок"). По условиям необходимо передавать мяч с некоторой скоростью, т.е. производить движение, но одновременно, для  того, чтобы выиграть, нужно передавать мяч как можно медленнее в идеале вообще без скорости, т.е. не производить никакого движения. Если детям удается найти решение в процессе игры, обязательно зафиксируйте его на доске.

 

2. Домашнее задание.

 2-3 самых интересных карточки с примерами применения приема наоборот.

 

3.   Вход в урок.

Два джигита  соревнуются,  чей конь последним придет к финишу. Но дело не идет,  оба стоят на месте.  Они обращаются за советом к мудрецу. Старик подошел, шепнул что-то на ухо каждому. После этого они поскакали во весь опор. Что сказал мудрец?

 

Задача возникла в результате применения приема наоборот:  нужно выполнить действие как можно медленнее, привести коня к финишу не первым (как в обычном соревновании), а наоборот последним. Как же ускорить джигитов? 

Контрольный ответ: джигитам нужно поменяться местами, тогда каждый из них будет стремиться привести коня соперника первым к финишу, оставляя за своим конем последнее, в данных условиях выигрышное, место.

 

Как же все-таки узнать, кто пришел к финишу первым?

 

 Один из часто используемых вариантов: фотофиниш.

С помощью замедленной съемки можно получить немало важной и интересной информации.

 

4. Основная тема.

Итак, сегодня мы познакомимся с особенностями применения приема ускорить - замедлить, научимся с его помощью решать задачи, получать фантастические идеи.

Упражнение1.

 

Закончите предложения.

Я хотел бы так быстро расти, чтобы скорее стать взрослым

 

Я хотел бы так медленно играть, чтобы всегда быть веселым

Здесь приведены ответы детей, которые прозвучали в разных группах на уроке по этой теме.

 

Что бывает быстрым и медленным одновременно?

Варианты ответов:

урок: скучный - медленный, интересный - быстрый;

каникулы: зимой - медленные, летом - быстрые;

автобус: для того, кто торопится - медленный, а для других - быстрый;

время: когда ждешь - медленное; когда радуешься - быстрое.

 

5.   Психотехнические и развивающие игры.

В результате применения приема ускорить-замедлить возникают противоречия. Цель проводимой на этом уроке игры: разыгрывая предлагаемые сценки в активных действиях, найти решения возникающих задач.Следующий этап научиться прогнозировать возможные последствия изменений в системах и предложить варианты разрешения противоречий.

 

Винни-Пух и Пятачок  собрались в гости. Но по дороге они встретили волшебника Замри - Отомри. Он может замедлить или ускорить все что угодно. Коснулся волшебник Винни-Пуха, и медвежонок замер. Коснулся Пятачка - поросенок стал крутиться как волчок. Как же теперь добраться в гости вместе?

Разберитесь, что хорошо и что плохо в этой ситуации.

Нарисуйте волшебника

Замри-Отомри

 

6. Упражнения по развитию речи и созданию творческого продукта.

В городе Фантазий есть необычный трамвай: он ездит то быстро - быстро (как самолет), то медленно - медленно (как черепаха). Составьте расписание этого трамвая так, чтобы жителям города был удобен такой маршрут.

 

Время

Медленно или быстро

 

 

 

 

 

В этом упражнении детям необходимо хорошо представить себе надсистему, в которой происходят изменения. Эта надсистема - город - хорошо им знакома. Чтобы разобраться  с возможными последствиями применения приема в этой надсистеме, необходимо выделить как можно больше конкретных систем, которые составляют город. Например, взрослые жители города каждое утро в будние дни  торопятся на работу - трамвай должен двигаться быстро. В праздничные дни взрослые с удовольствием совершат  неторопливую прогулку по своему любимому городу - трамвай должен двигаться медленно.

В этом упражнении применяются знания детей об изменении систем во времени, которые они получили на уроках РТВ в 1-м классе (тема "Что было и что будет?"). Уроки в первом классе -это  начало знакомства со сложным понятием времени, с возможностями применения знаний об изменениях систем во времени для решения возникающих задач. Во 2-м классе при изучении этой темы, основное внимание уделено получению фантастических идей при перемещении во времени (очень богатый материал по этой теме можно найти в фантастической литературе).

 

Как преобразится улица, по которой ходит такой трамвай?

 

7.   Подведение итогов.

Домашнее задание. Выписать на карточки примеры применения приема ускорить - замедлить.

 

 

 

  на главную | наверх