русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

Урок 7. Прием объединить - разъединить.

 

1.   Разминка.

"Картотека к урокам РТВ для 2-го класса", игры на развитие памяти, внимания.

 

2. Домашнее задание.

2-3 лучшие карточки с примерами использования приема увеличить - уменьшить.

 

3. Вход в урок.

Лев Николаевич Толстой рассказывал своим ученикам такую притчу.

Было у отца три сына. Жили они дружно, работали вместе на поле, помогали друг другу во всем. Но вот отец их состарился и заболел. Стали сыновья косо посматривать друг на друга: «Кому-то после отца все богатство достанется...?»

Узнал про это старик-отец. Созвал он своих сыновей и говорит: «Дам я вам задание, кто с ним справится, тот и будет моим наследником. Вот вам метла из ивовых прутьев - попробуйте-ка ее переломить...»

Стали братья метлу ломать: так и эдак ее вертели - ничего не выходит. Пришли они к своему старому отцу:

 «Не можем мы с твоим заданием справиться...»

«Так-так,» - заговорил отец, разматывая проволоку, соединяющую прутики вместе, - «каждый прутик по отдельности легко переломить, а все вместе - невозможно. Так и в жизни: пока мы все вместе, трудно нас сломить, а каждого поодиночке очень легко...»

 

 4.   Основная тема.

Прием объединение - разъединение на первый взгляд очень прост и доступен. В самом деле, в раннем детстве, разбирая  на части и собирая вновь пирамидки и кубики, дети в активной деятельности знакомились с этим приемом. Позже они могли убедиться, что, объединив между собой два стула, можно достать до самой верхней полки в буфете (т.е. разрешить возникшее противоречие: нужно быть высоким, чтобы достать до верхней полки, но невозможно быть высоким - ребенок еще маленький; ребенок сам по себе - низкий, а вместе со стулом - высокий). Задача этого урока - научить детей мысленно объединять или разъединять системы и части систем для решения творческих задач, получения фантастических идей и прогнозировать возможные последствия. При этом важно обратить внимание детей на то, что при объединении систем или их частей с определенной целью в новой системе всегда возникает новое качество, новое свойство, которого нет у каждой системы или части в отдельности. Если же при объединении не возникает нового качества (например, лопата и метла на одной ручке продолжают работать как лопата и метла), это означает, что  такое изменение на решает поставленную задачу.

 

Объединять и разъединять нас научил волшебник Дели-Давай. Мы знаем, что все на свете состоит из частей и является частью чего-то большего. Сегодня Дели-Давай научит нас использовать прием объединение - разъединение для решения творческих задач и создания необыкновенных игрушек. Итак...

 

Задача 1.  Однажды в доме Эмиля раздался телефонный звонок. Тетя  просила Эмиля срочно привезти для нее тонкие длинные стеклянные палочки, которые она оставила в спешке в свой последний приезд. Эмиль всегда рад помочь своей любимой тетушке, но вот проблема - палочки длинные и тонкие: куда ни положишь, везде сломаются, как быть?

 

 

Нужно объединить палочки вместе и для надежности перевязать их бечевкой.

 

Задача 2. Однажды войска Александра Македонского подошли к реке Синк. Встали лагерем вдоль берега. На другом берегу  - враги -  издалека видны костры в их лагере. Нужно срочно переправиться на другой берег

- застать врага врасплох.  У берега стояли три лодки. Стал думать великий  полководец: переправлять в каждой лодке много солдат - опасно, могут утонуть; переправлять мало солдат - не успеют до утра, как же быть?

 

Возможно, Аристотель учил Александра максимально использовать  имеющиеся ресурсы, например объединением систем. Неизвестно так ли это, но Македонский решил эту задачу, объединив лодки с помощью бревен. Таким образом Александр соорудил мост через реку, по которому войско легко переправилось на другой берег.

 

Задача 3. Собрались однажды ученые, чтобы обсудить, как бороться с жуком - долгоносиком. И тут выяснилось, что знают они о жуке очень мало, никто не знал, например, какова температура тела долгоносиков.

- Жучок маленький, - сказал один ученый, - обычным термометром не измеришь.

 

- Придется разрабатывать специальный прибор, - согласился другой, - потеряем много времени...

И тут появился изобретатель.

- Не надо никаких новых приборов, - сказал он. - Возьмите обыкновенный...

Что предложил изобретатель?

 

Нужно наполнить стакан, коробку или мешочек долгоносиками и измерить температуру обыкновенным термометром. Сто долгоносиков, собранных вместе, образуют систему, обладающую новыми  свойствами. Размеры этой системы намного больше размеров отдельных ее частей, поэтому измерение температуры не представляет никаких трудностей.

Г. Альтов " И тут появился изобретатель", Москва "Детская литература", 1989г., стр. 25-26. 

 

Упражнение 1. Сложим вместе предметы, объединенные по определенным признакам: посуду (чашку, ложку, блюдце...); предметы для школы (ручку,  карандаш, тетрадь, пенал...); всякие вкусности (шоколадку, яблоко, печенье...); принадлежности

 

для рукоделия (нитки, иголки, ножницы...). А теперь попробуйте соединить вместе далекие предметы, например, чашку с ручкой,  карандаш  с печеньем, ножницы с  яблоком...  Эта “ошибка” - очень хороший способ для закрепления приема объединения. Давайте докажем,   что все предметы оказались вместе не случайно.  Что-то их объединяет. Чашка и  ручка - очень  даже удобно:  можно ручку в чашке хранить,  чтобы  не  потерялась, можно ручкой на чашке нарисовать узор,  чтобы было красиво. Карандаш и печенье - неплохо,  неплохо:  нарисуем карандашом на печенье, сколько  кому  отломить.  Ножницы  и яблоко - так-так:  когда руки  грязные, можно ножницами яблоко держать и... вкусно!

А что  получится,  если объединить ложку и тетрадь,  иголки и шоколад... Вы придумайте сами.

 

Для выполнения этого упражнения необходимо подготовить раздаточный материал: предметы, которые дети могут своими руками  объединять между собой (карандаши, ручки, счетные палочки, катушки ниток, цветная бумага, конфеты, маленькие игрушки, пластмассовые колечки и др.)  По мере освоения навыка в активном действии с предметами можно переходить к выполнению задания во внутреннем плане, в воображении. 

Это упражнение, кроме развития понятия о взаимосвязях между различными системами, может служить диагностикой развития творческих способностей детей. При работе с группой детей можно сравнить полученные ответы, если ребенок быстро и легко находит  необычные взаимосвязи между далекими системами, то и нахождение связей в сложных системах  не будет представлять для него трудностей, а значит, воображение ребенка готово к прогнозированию последствий изменений в системах при решении задач.

 

5. Психотехнические и развивающие игры.

   Цель проводимой на этом уроке психотехнической игры состоит в том, чтобы в  активных действиях  детей проявились не всегда явные взаимосвязи в системах.  Игра способствует развитию такого важного для творческого мышления качества как эмпатия ("считай себя частью совершенствуемого объекта и выясни при этом свои чувства, ощущения"). Форма организации игры может быть различной (варианты сценариев вы найдете в "Картотеке к урокам РТВ для 2-го класса"). Важно провести рефлексию, отметить как важна слаженная работа команды для достижения наилучшего результата.

6.   Упражнения по развитию речи или создание творческого продукта.

Вернемся мысленно к морфологической таблице. Создавая новую игрушку, мы тоже применяли прием объединения - разъединения. В следующем задании необходимо изменить более простые системы.

 

Нарисуйте любую систему, состоящую из треугольников, кружков и квадратов.

7.   Подведение итогов.

Много интересных примеров объединения и разъединения систем для выполнения новых, необычных функций можно найти в рубрике "Оч. умелые ручки". Домашнее задание: выпишите на карточки  примеры  объединения систем и их частей для выполнения новой, необычной  работы.

 

 

 

  на главную | наверх