русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

О новой системе стандартов на решение изобретательских задач

 Рубин М.С.

Статья находится в стадии редактирования!

1. О некоторых недостатках системы стандартов решения изобретательских задач 76.

1.1. Система очень громоздкая, сложна для использования и развития.
1.2. Система содержит дублирование одних и тех же идей и приемов. Одинаковые по своей сути стандарты разнесены в разные стандарты.
1.3. Система не однородна. Есть стандарты, содержащие переход от модели задачи к модели решения, а есть стандарты, в которых модели задачи фактически нет.
1.4. Вепольная модель (вепольная формула) стандарта в некоторых случаях есть, а в некоторых ее нет.
1.5. Система обозначений веполей в стандартах содержит неточности и внутренние противоречия. Например, в некоторых формулах в веполях связь между полем и веществом отсутствует, а в некоторых - связь между веществами происходит без поля.
Хотелось бы иметь систему стандартов, лишенную этих недостатков. Кроме того, для использования стандартов в нетехнических системах необходимо выделить общесистемные стандарты, применение которых возможно во всех системах, а не только в технических.

2. Стандарты без физики и  химии.

Перечислим только те стандарты, которые являются общесистемными. Это облегчит задачу построения более простой и стройной системы стандартов. Всего получается 43 общесистемных стандарта:

КЛАСС 1.
ПОСТРОЕНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ ВЕПОЛЬНЫХ СИСТЕМ
1.1. Синтез веполей
1.1.1. Синтез веполя
1.1.2. Переход к внутреннему комплексному веполю
1.1.3. Переход к внешнему комплексному веполю
1.1.4. Переход к веполю на внешней среде
1.1.5. Переход к веполю на внешней среде с добавками
1.1.6. Минимальный режим действия на вещество
1.1.7. Максимальный режим действия на вещество
1.1.8. Избирательно-максимальный режим
1.2. Разрушение веполей
1.2.1. Устранение вредной связи введением постороннего вещества
1.2.2. Устранение вредной связи видоизменением имеющихся веществ
1.2.3. Оттягивание вредного действия поля
1.2.4. Противодействие вредным связям с помощью поля
КЛАСС 2.
РАЗВИТИЕ ВЕПОЛЬНЫХ СИСТЕМ
2.1. Переход к сложным веполям
2.1.1. Переход к цепному веполю
2.1.2. Переход к двойному веполю
2.2. Форсирование веполей
2.2.1. Переход к более управляемым полям
2.2.2. Дробление инструмента
2.2.4. Динамизация веполя
2.2.5. Структуризация поля
2.2.6. Структуризация вещества
2.3. Форсирование согласования ритмики
2.3.1. Согласование ритмики поля и изделия (или инструмента)
2.3.2. Согласование ритмики используемых полей
2.3.3. Согласование несовместимых или ранее независимых действий
КЛАСС 3.
ПЕРЕХОД К НАДСИСТЕМЕ И НА МИКРОУРОВЕНЬ
3.1. Переход к бисистемам и полисистемам
3.1.1. Переход к бисистемам и полисистемам
3.1.2. Развитие связей в бисистемах и полисистемах
3.1.3. Увеличение различия между элементами бисистем и полисистем
3.1.4. Свертывание бисистем и полисистем
3.1.5. Несовместимые свойства системы и ее частей
КЛАСС 4.
СТАНДАРТЫ НА ОБНАРУЖЕНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ СИСТЕМ
4.1. Обходные пути
4.1.1. Вместо обнаружения и измерения - изменение системы
4.1.2. Использование копий
4.1.3. Последовательное обнаружение изменений
4.2. Синтез измерительных систем
4.2.1. Синтез измерительного веполя
4.2.2. Переход к комплексному измерительному веполю
4.2.3. Переход к измерительному веполю на внешней среде
4.2.4. Получение добавок во внешней среде
4.5. Направление развития измерительных систем
4.5.1. Переход к измерительным бисистемам и полисистемам
4.5.2. Переход к измерению производных
КЛАСС 5.
СТАНДАРТЫ НА ПРИМЕНЕНИЕ СТАНДАРТОВ
5.1. Особенности введения веществ
5.1.1. Обходные пути
5.1.2. Разделение изделия на взаимодействующие части
5.1.3. Самоустранение отработанных веществ
5.2. Введение полей
5.2.1. Использование поля по совместительству
5.2.2. Использование поля внешней среды
5.2.3. Использование веществ-источников полей

3. Общий подход к построению новой системы стандартов.

Можно выделить несколько основных подходов, которые будут использованы при создании новой системы стандартов:
- все стандарты будут иметь вепольную формулу: модель задачи и модель ее решения;
- в системе стандартов будут присутствовать тренды и особенности реализации стандартов;
- для изображения веполей будет использоваться многоаспектный вариант его описания, а также матричная форма описания веполей;
- в качестве основы для новой системы стандартов будут взяты 1-й и 2-й классы Системы-76, остальные классы этой системы по-возможности будут переведены в ранг трендов и особенностей реализации стандартов
- при разработке новой системы стандартов будут использованы система стандартов для художественных систем (Ю.Мурашковский) и система стандартов для развития коллективов (Б.Злотин, А.Зусман)
Фактически, новая система стандартов должна состоять главным образом из моделей создания веполей, их развития в двойные и цепные веполи, а также способы реализации и повышения эффективности этих вепольных структур.
После построения таким образом новой логики системы стандартов, она может дополняться сандартами, комментариями, диниями развития, характерными для специальных аспектов: технических, физических, художественных, социальных и т.д.
Вводятся несколько общих правил для вепольных структур:
- вещества могут взаимодействовать только через поля
- в веполе поле действует на оба вещества, входящих в веполь
- в измерительном веполе поле преобразуется в другое поле при взаимодействии с веществом
- объединяться в единое целое могут не только вещества (В1В2), но и вещественно-полевые структуры  (В1П1). Например, вещественно-полевой структурой является поток вещества, электрон, фотон, таблица связей в компьютерной программе. Такие структуры носят двойственный характер и рассматриваются либо в качестве вещества, либо в качестве поля в зависимости от рассматриваемой ситуации и решаемой задачи.
- можно разделять аспектные слои требований и аспектные слои свойств
- поле в веполе аспектного слоя требований может быть развернуто в самостоятельный веполь аспектного уровня свойств.

4. Краткое описание новой системы стандартов.

Перечень стандартов: 
1. Синтез веполей       
     1а. Создание вепольной структуры (новой системы) 
     1б. Устранение вредных связей в веполе
             1б-1. Устранение вредных связей дополнением веществ
             1б-2. Устранение вредных связей дополнением полей
2. Развитие вепольных структур
     2а. Построение цепного веполя.
     2б. Построение двойного веполя.
3. Синтез и повышение эффективности измерительных систем.
Линии развития.

       1. Переход в надсистему и к подсистемам (на микроуровень)
       2. Линия развития измерительных систем.
       3. Линия введения веществ
       4. Линия введения полей
       5. Линия индивидуально-коллективного использования систем

1. Синтез веполей
1а. Создание вепольной структуры (новой системы)

Если дан объект, плохо поддающийся нужным изменениям, и условия не содержат ограничений на введение веществ и полей, задачу решают синтезом веполя, вводя недостающие элементы. 

Вещество В2 в веполь можно вводить различными способами:
 - если введения вещества не достаточно, то в вещество временно или на постоянно вводят добавку В3. 
- добавку вводят во внутрь вещества или из вне. 
- в качестве вещества В2 или добавки В3 можно использовать внешнюю среду системы самостоятельно или вместе с другой добавкой, 
- вещество или добавку можно получить из подсистем внешней среды (разложением).

 

Сравнение систем стандартов.
Общесистемные Стандарты-76 Художественные системы Развитие коллективов
1а. 1.1.1.-1.1.5.    


1б. Устранение вредных связей в веполе
1б-1. Устранение вредных связей дополнением веществ
Если между двумя веществами в веполе возникают сопряженные - полезное и вредное - действия (причем непосредственное соприкосновение веществ сохранять необязательно), задачу решают введением постороннего третьего вещества

Вещество В3 либо нейтрализует, либо оттягивает на себя плохое взаимодействие.
В качестве полезного действия может быть необходимость в сохранении максимального режима или избирательно-максимального режима.
Вещество В3 в веполь можно вводить различными способами:
- в виде добавки к В1 или В2
- использовать дешевое, даровое В3
- использовать в качестве В3 видоизменения В1 и/или В2
- для минизации воздействия поля вводят защитные вещества
- для максимизации воздействия вводят локально-усиливающие вещества.

Сравнение систем стандартов.
Общесистемные Стандарты-76 Художественные системы Развитие коллективов
1б-1. 1.1.7.-1.1.8., 1.2.1-1.2.4    


1б-2. Устранение вредных связей дополнением полей
Если между двумя веществами в веполе возникают сопряженные - полезное и вредное - действия, причем непосредственное соприкосновение веществ должно быть сохранено, задачу решают переходом к двойному веполю, в котором полезное действие остается за полем П1, а нейтрализацию вредного действия (или превращение вредного действия во второе полезное действие) осуществляет П2

Для осуществления минимального (дозированного, оптимального) режима необходимо использовать максимальный режим, а избыток вещества убрать полем. Избыток поля убирают веществом В3 по стандарту 1б-1. 

Сравнение систем стандартов.
Общесистемные Стандарты-76 Художественные системы Развитие коллективов
1б-2. 1.1.6., 1.2.4    


2. Развитие вепольных структур
2а. Построение цепного веполя.
Если нужно повысить эффективность вепольной системы, задачу решают превращением одной из частей веполя в независимо управляемый веполь и образованием цепного веполя:


(В3 или В4 в свою очередь может быть развернуто в веполь.)

 

Сравнение систем стандартов.
Общесистемные Стандарты-76 Художественные системы Развитие коллективов
2а.  2.1.1.    


2б. Построение двойного веполя. 
Если дан плохо управляемый веполь и нужно повысить его эффективность, причем замена элементов этого веполя недопустима, задача решается постройкой двойного веполя путем введения второго поля, хорошо поддающегося управлению:

линия полей структуризация
линия вещества, структуризация
линии развития: динамизация, согласования

Сравнение систем стандартов.
Общесистемные Стандарты-76 Художественные системы Развитие коллективов
2б.  2.1.2.    

3. Синтез и повышение эффективности измерительных систем.

Если дана задача на обнаружение или измерение, целесообразно вначале перейти к рекомендациям линии развития измерительных систем и постараться сделать так, чтобы в измерении отпала необходимость.
 Если невепольная система плохо поддается обнаружению или измерению, задачу решают, достраивая простой, комплексный (В1-В2) или двойной веполь с полем на выходе:

При невозможности ввести добавки во внутрь, добавки вводят во внешнюю среду. Внешняя среда может быть использована для получения нужной добавки (в1 или В2), например, переходом к подсистемам внешней среды. В качестве добавляемого вещества В1 и/или В2. Для развития измерительных веполей рекомендуется применять линии развития: 
- линия развития измерительных систем
- линии перехода в надсистему и к подсистемам
- линии введения веществ и полей.

 

  Линии развития.

1. Переход в надсистему и к подсистемам (на микроуровень)
  • На любом этапе внутреннего развития система может быть объединена с другими системами в надсистему с новыми качествами:
    • образование бисистем или полисистем
    • развитием связей внутри бисистем и полисистем
    • увеличения различий элементами системы: разные характеристики, разные элементы, противоположные элементы
    • свертывание би- полисистем в моносистему с возможным повторением цикла образования полисистем 
    • часть системы наделяется одним свойством, а другая часть или система в целом наделяется противоположным свойством.
  • На любом этапе внутреннего развития эффективность системы может быть повышена переходом к развитию подсистемы (на микроуровень), в частности, заменой системы веществом 
     
    Особенности перехода в надсистему и к подсистемам для технических систем:
2. Линия развития измерительных систем.
  • Если дана задача на обнаружение или измерение, целесообразно так изменить систему, чтобы вообще отпала необходимость в решении этой задачи.
  • Если это не удается, то целесообразно заменить непосредственные операции над объектом операциями над его копией или снимком. 
  • Если это не удается, то целесообразно перевести ее в задачу на последовательное обнаружение изменений
  • Эффективность созданной измерительной системы может быть повышена за счет согласования ритмики и использования резонанса,  путем перехода к бисистеме и полисистеме, а также переходом от измерения функции к измерению первой производной функции и измерению второй производной функции.
     
    Особенности развития измерительных систем для техники:

3. Линия введения веществ

  • Вместо вещества использовать "пустоту", вместо действия - бездействие
  • Если нужно ввести большое количество вещества, а это запрещено условиями задачи или недопустимо по условиям работы системы, в качестве вещества используют большое количество "пустоты"
  • Вместо вещества использовать поле
  • Вместо внутренней добавки использовать наружную добавку
  • Вводить особо активную добавку в очень маленьких дозах
  • Вводят в очень малых дозах обычную добавку, но располагают ее концентрированно - в отдельных частях объекта.
  • Вводить добавку на время
  • Вместо объекта используют его копию (модель), в которую допустимо введение добавки
  • Вводят систему (соединение) из которого потом выделяется вещество
  • Добавку получают из внешней среды изменением ее в целом или по частям
  • Добавку получают не из инструмента, а из изделия, разделяя его на части и придавая им разные свойства
  • Введенное в систему вещество - после того, как оно сработало, - должно исчезнуть или стать неотличимым от вещества, ранее бывшего в системе или во внешней среде

Особенности введения веществ для технических систем:

4. Линия введения полей

  • Если в вепольную систему нужно ввести поле, то следует прежде всего использовать уже имеющиеся поля, носителями которых являются входящие в систему вещества
  • При ограничениях на использование полей использовать поля, имеющиеся во внешней среде
  • Если имеются ограничения на введение в систему поля,  то следует использовать поля, носителями или источниками которых могут "по совместительству" стать вещества, имеющиеся в системе или во внешней среде.

Особенности введения полей для технических систем:

 5. Линия дробления и динамизации.

5.1. Выделить отдельный элемент, который рассматривается как целое.
5.2. Разделить элемент на две части (би-элемент) и соеденить их между собой
полем взаимодействия.
5.3. Сделать это поле взаимодействия более гибким, динамичным, управляемым,
адаптирующимся к ситуации.
5.4. Разделить элемент не на две, а больше частей (поли-элемент) и соеденить
их между собой полями взаимодействия.
5.5. Сделать эти поля взаимодействия более гибкими, динамичными, управляемыми,
адаптирующимися к ситуации.
5.6. Раздробить поли-элемент с динамичными полями взаимодействия до степени
возникновения принципиально нового элемента:
- твердое тело раздробить до гибкого материала, порошка, жидкости или газа
- животное раздробить до колонии микроорганизмов
- текст радробить до отдельных букв,
- отдельные буквы разробить до точек
- речь разробить на фонемы
- для ПО переход к "облочным" структурам, переход от элементов к полям
взаимодействия (например, вместо продажи ПО - предоставление ключей доступа
для его скачивания через Интернет.
5.7. Новое образование рассмотреть как самостоятельный элемент и изменить его
по алгоритму с пункта 5.1.

6. Линия индивидуально-коллективного использования систем

 Это линия - частный случай развития бисистем, в которых одной из систем является потребитель: человек, группа лиц или коллектив.

  • Если имеется система индивидуального пользования, то происходит постепенное увеличение степени коллективного применения системы (часть системы общая, вся система общая, пользователи небольшая группа, пользователи - большая группа или неограниченное количество людей).
  • Если имеется система коллективного пользования, то происходит постепенное увеличение степени индивидульности применения системы (часть системы становится индивидуальной, вся система становится индивидуальной, количество пользователей постепенно снижается до одного индивидуума, для части жизни и деятельности индивидуама).
  • Система индивидуального или коллективного пользования с развитием становится системой индивидуально-коллективного пользования, совмещаю преимущества той и другой системы.

 

Литература

1.Альтшуллер Г.С. В сб. "Нить в лабиринте". - Петрозаводск: Карелия, 1988. - С. 165-230. Маленькие необъятные миры: стандарты на решение изобретательских задач. Стандартные решения изобретательских задач (76 стандартов). 

2. Многоаспектность вепольных структур. Рубин М.С., http://www.temm.ru/ru/section.php?docId=4124 

3. Мурашковский Ю.С. Использование стандартов в зависимости от надзадач. Возможности пополнения системы стандартов по аналогии с нетехническими системами. http://triz-summit.ru/ru/section.php?docId=3969 

4. Мурашковский Ю.С. Биография искусств. Ч.1. Петрозаводск : Скандинавия, 2007. 234 с. : ил. ; Ч.2. Петрозаводск : Скандинавия, 2007. 316 с. : ил.)

5. Б. Л. Злотин, А. В. Зусман. Модели для творца.  Теория развития коллективов. http://triz-summit.ru/ru/section.php?docId=3946

6. Рубин М.С., "Развитие расходомеров. К законам развития технических систем",   г. Баку, 1978 г. http://www.temm.ru/ru/section.php?docId=3385 

7. Рубин М.С., Этюды о законах развития техники, 2006, Санкт-Петербург, http://www.triz-summit.ru/ru/section.php?docId=3434
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  на главную | наверх