русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

Урок 6. Прием увеличить - уменьшить.

 

 

"Гулливер в стране лилипутов", "Городок в табакерке", "Алиса в стране чудес" - удивительно интересные сказочные образы, созданные с помощью довольно простого приема: увеличить - уменьшить. Дети хорошо с ним знакомы по сказкам, мультфильмам. С него и начнется наше знакомство с приемами фантазирования.

Занятия построены таким образом, что дети сами открывают для себя приемы и способы их применения.

 

1.   Разминка.

"Картотека к урокам РТВ для 2-го класса", игры на развитие внимания, памяти.

2.   Домашнее задание.

Зачитать 2-3 лучшие рекламы.

3.   Вход в урок.

У Эмиля для вас новая задача.

Каждый  день, приходя с работы домой, человек не доезжает до своего 9 этажа, а выходит на 6, а дальше идет пешком. Почему? (Если мысленно уменьшить человека, то станет ясно, что карлик просто не достает до нужной кнопки.)

 

4.   Основная тема.

Для знакомства с приемами фантазирования И.Н. Мурашковска предлагает использовать волшебников, которые могут... почти все.

" Как объяснить приемы и их возможное применение маленьким детям? Ведь им, собственно, не нужны ни наши замысловатые объяснения, ни невесть какие приемы. Им нужно утерянное где-то чувство "я могу!", "у меня получается!". А кто возвращает все потерянное, кто выполняет самые невероятные пожелания? Ну, конечно, это волшебники! Если у самого что-то не получается, то волшебник всегда поможет; если стало скучно и безрадостно, то волшебнику ничего не стоит сотворить какое-нибудь чудо."

И.Н. Мурашковска, Когда я стану волшебником, информационно-методический сборник "Познание" выпуск 5, Рига, 1993г.

Упражнение 1.

У волшебника Дели - Давай есть друг волшебник Великан - Кроха. Знаете почему у него такое странное имя? Он умеет увеличивать и уменьшать все вокруг. Помогите волшебнику разобраться, каким ему нужно быть, большим или маленьким, чтобы:

наслаждаться вкусным пирогом  ________________________

не опоздать на поезд                     ________________________

быстро доесть невкусную кашу   ________________________

достать до небес                            ________________________

поговорить с насекомыми            ________________________

 

 Упражнение 2.

Волшебник Великан -  Кроха умеет увеличивать и уменьшать все что угодно. Правда, есть одно  условие: он маленькое делает большим, а большое  - маленьким. Поэтому, если вы хотите, чтобы волшебник что-то увеличил, нужно доказать, что это что-то - маленькое. А хотите что-то уменьшить - докажите, что это что-то - большое. Итак...

 

Хочу сделать большим:          Докажите, что это маленькое:

 

 

______________________________________________________

 

Хочу сделать маленьким:          Докажите, что это большое:

 

 

______________________________________________________

 

Упражнение позволяет детям самим сделать вывод об относительности свойств систем. Один из возможных вариантов доказательства: система больше (меньше) другой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волшебник Великан - Кроха приготовил для вас необычное задание. Как нарисовать волшебника Великана - Кроху, чтобы он был одновременно и большим и маленьким?

 5.   Психотехнические и развивающие игры.

Великан-Кроха сделал нас маленькими-маленькими (как портфель - кукла - книжка - ручка - резинка - иголка - капля - пылинка - микроб и т.д.). Что вы видите? Слышите? Чувствуете? Хорошо или плохо  быть такими маленькими?

Эту игру удобнее проводить в свободном от парт и стульев пространстве класса. Дети могут подвигаться, изобразить появляющиеся образы в действиях. Игра несет в себе большой потенциал для развития воображения, абстрактного и образного мышления. Дети получают возможность взглянуть на привычный мир с очень необычной точки зрения.  Обратите внимание на постепенное развитие предлагаемых изменений. Согласитесь, что очень трудно сразу представить себе мир микроба. Воспользуемся близкими для детей образами: куклы, машинки, солдатики, конструктор - привычный мир детской игры. Следующие шаги сделать будет уже проще. В игре дети учатся выстраивать образы нового мира и, что очень важно, учатся прогнозировать  возможные положительные и отрицательные последствия изменений в системах.

Через некоторое время (например, на следующем уроке) можно провести такую же игру, но с изменением размеров игроков в другую сторону, в сторону увеличения.

 

Великан-Кроха сделал нас большими-большими (как шкаф- автомобиль - башенный кран - дерево - дом - остров - планета -  и т.д.). Что вы видите? Слышите? Чувствуете? Хорошо или плохо  быть такими большими?

 

Приемы фантазирования помогают и при решении  изобретательских задач. Применение определенных приемов организует мышление, помогает справиться с инерцией мышления.

 

Задача.  При строительстве больницы в небольшом финском городе архитекторы столкнулись с проблемой. Все здания в городе маленькие, в два - три этажа. А больница по проекту должна вместить много больших помещений - здание должно быть большим и высоким. Как же совместить столь противоречивые требования? 

 

(Разделим противоречивые свойства между системой и ее частями: вместо одного большого здания нужно спроектировать несколько маленьких, разместив в них необходимые помещения.)

 

6.   Упражнения на развитие речи или создание творческого продукта.

Однажды Великан-Кроха случайно уменьшил большого льва. Лев стал такой маленький, что уместился в кармане. Что он видит? Слышит? Чувствует? Хорошо или плохо льву в кармане? Путешествуя по карману, лев нашел большую-пребольшую крошку хлеба. Как ее съесть такому маленькому льву?  Крошка, которую съел лев, была не простая, а волшебная, и стали у льва уши большие-большие. Как ему теперь живется, хорошо или плохо? Как можно использовать такие большие уши? В каких ситуациях они помешают?

Напишите историю про льва в кармане, про льва с большими ушами.

 

7.   Подведение итогов.

Домашнее задание: выпишите на карточки примеры использования приема увеличить - уменьшить.

 

 

 

  на главную | наверх