русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

Урок 3. Морфологический ящик. Метод фантастического вычитания.

  

Г.С. Альтшуллер обобщил методы активизации творческого мышления, применявшиеся для повышения эффективности решения творческих задач. Применение этих методов для развития творческого воображения, для преодоления психологической инерции дает неплохие результаты. Освоение и активное применение полученных знаний является прекрасной подготовкой к изучению принципиально другого подхода к решению творческих задач - теории Г.С. Альтшуллера. Наиболее  полное описание методов активизации творческого мышления и их практического применения можно найти в сборнике под редакцией Г.С. Альтшуллера "Теория и практика решения изобретательских задач", Горький, 1976 г. Выдержки из этой книги включены в комментарии к соответствующим темам в настоящем методическом пособии.

"Один из недостатков метода проб и ошибок состоит в том, что наиболее интересные варианты решения задачи могут не попасть в поле зрения. Идеальным было бы иметь список всех возможных вариантов. Вероятно, многим приходила на ум эта заманчивая возможность. Да и психологи нередко изображали процесс творчества как выбор одного варианта из мыслимого списка всех возможных вариантов.

На самом деле изобретатель никогда не имеет "полного" списка. Получив задачу, вообще говоря, нетрудно приступить к составлению такого списка вариантов (иногда так и делают), но это будут только те варианты, которые попали в поле зрения изобретателя, а отнюдь не все возможные.

Хорошо было бы иметь специальный метод, который позволил бы действительно охватить все возможные варианты. Таким методом, точнее  - приближением к нему, является морфологический анализ (МА)."

Г. Альтшуллер. Теория и практика решения изобретательских задач, Горький, 1976г. стр. 49.

 

1.   Разминка.

Игры на развитие внимания, памяти ("Картотека к урокам РТВ для 2-го класса").

2.   Домашнее задание.

Выбор темы и первые карточки.

3.   Вход в урок.

Эмиль и  Колабо собираются на праздник к своим друзьям. Они приготовили необыкновенный подарок - новую игрушку. А вы умеете придумывать новые игрушки?

4.   Основная тема.

Суть метода состоит в следующем: выделяют характерные для совершенствуемой системы признаки и по каждому признаку составляют списки возможных вариантов исполнения. Морфологическая таблица позволяет лучше представить себе все возможные решения.

Из чего состоит игрушка? Заполните первый столбик морфологической таблицы.

 

Можно напомнить детям задания из курса РТВ для 1-го класса по разделению систем на подсистемы, например, "Докажите, что у вас не один предмет, а много", "Заполните схему: система - подсистемы" и др.

Для первого знакомства с морфологической таблицей и работы с ней удобнее, если выделенные части игрушки будут достаточно крупные (например, голова в целом, а не глаза, рот, нос отдельно);  их должно быть легко изобразить схематичным рисунком; обязательно включите что-то необычное: двигатель, колеса, крылья и др.

 

А теперь перечислите все варианты частей игрушки. Заполните все остальные столбики таблицы.

 

           Какими

Части        могут             

системы.     быть ?               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА - это метод поиска новых идей, который помогает учесть все возможные варианты. Впервые метод морфологических таблиц  предложил американский астроном Цвикки в 1942 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соединив между собой части из разных столбиков, вы получите новую, только вашу игрушку. Нарисуйте здесь вашу игрушку. 

Хотите познакомиться с ней поближе? Выполните следующие задания.

1.     Назовите игрушку.

2.     Поместите  мысленно свою игрушку в экран системы в системном операторе, заполните все остальные экраны.

Придумайте правила игры, по которым можно играть с вашей игрушкой.

 

Напомните детям историю со стеклянным зонтиком ("Курс РТВ для 1-го класса", тема "Стеклянный город"). Предложите одному из учеников нарисовать свою игрушку на доске и вместе со всем классом придумайте историю об этом персонаже, используя схему системного оператора. Дома дети могут сочинить историю о своей игрушке, придумать как можно  с ней играть, если она наделена необычными свойствами, придуманными самими учениками.

 

5.   Психотехнические и развивающие игры.

 Интересным психотехническим упражнением при изучении данной темы будет задание представить себя новой игрушкой. Предложите детям подвигаться как их герой, изобразить звуки, издаваемые им, рассказать, каким видится мир глазами новой игрушки.

 

Упражнение 1. Представьте себе город, в котором нет ни одной игрушки. Что изменится в жизни людей этого города? Что хорошо и  что плохо в городе без игрушек?

 

        Метод фантастического вычитания предложен известным итальянским сказочником Дж. Родари. Он позволяет очень ярко продемонстрировать функции данной системы, ее место в надсистеме, проследить системные и надсистемные  взаимосвязи.

 

7. Подведение итогов.

Метод морфологической таблицы полезно использовать при решении задач, в которых необходимо учесть возможно большее количество вариантов изменений в системах или предложить наибольшее количество вариантов изменений. На основе систематизированных с помощью таблицы сведений о системе можно строить прогноз ее развития, пути совершенствования, найти ее место в ряду аналогичных систем. При этом у детей формируются основы анализа и синтеза, классификации.

Для закрепления полученных навыков можно предложить в качестве домашнего задания самостоятельную работу по таблице (придумать нового героя для мультфильма, предложить новый вариант "Чупа-чупс" и т.д.).  

 

  на главную | наверх