русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

Урок 1. Знакомство с городом Фантазий.

 Здравствуйте!

Первый урок после летних каникул... Дети очень изменились, "выросли на целую голову". Для многих это было время удивительных открытий в себе и окружающем мире, новых впечатлений, интересных встреч. И конечно, дети не раз попадали в ситуации, в которых необходимо было разрешить противоречие, решить творческую задачу.  Курс РТВ для 2-го класса  - это путешествие в Город Фантазий, в котором постепенно приобретаемый жизненный опыт ребенка может стать основой для освоения методик получения новых фантастических идей, решения творческих задач, выполнения небольших творческих проектов.

1. Разминка.

Какие игры на внимание, ловкость, смекалку вы узнали за лето?

2.   Домашнее задание.

В прошлом году все мы были учениками в Школе Сказок. Вместе с нами в сказочных приключениях принимали участие и герои-помощники. Вспомните и нарисуйте каждого из них.

 

 

 

Кто знает множество интересных задач и умеет их решать?

 

 

 

 

 

Кто может быть и большим и маленьким, и черным и белым, и теплым и холодным?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто умеет все объединять и разъединять?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

?

 

 

В последней табличке дети могут нарисовать героя, который им запомнился или понравился больше других (например, одного из тех, что они придумали сами) и написать, что этот герой умеет делать.

 

4. Основная тема.

Основная тема, которая проходит через весь курс для 2-го класса, - это город, задачи, возникающие в городе, задачи, решаемые при создании городов. Прежде чем приступить к изучению методики решения творческих задач, нам нужно научиться мысленно изменять окружающие системы, прогнозировать возможные последствия таких изменений, выявлять причины нежелательных последствий (т.е. какие подсистемы или свойства системы привели к этим последствиям). Научиться выявлять и разрешать возникающие противоречия - задача дальнейшего обучения по курсу РТВ. На первом уроке мы разберем достаточно сложную творческую задачу и попробуем решить ее, применяя знания о системах, их свойствах и функциях. При решении этой задачи важно, чтобы учитель четко выделял и формулировал противоречия и способы их решения. Это позволит в дальнейшем опираться на эту задачу как на известный детям пример решения подобных задач с применением четкой методики.

 

 

Задачи окружают нас как, город, в котором мы живем. В некоторых случаях источником задачи могут служить очень простые свойства  систем. Так, например, произошло с размером городских стен, которые окружали наши города в древности. Ясно, что главная цель городской стены - надежно защитить как можно большее количество людей.  Вспомните теперь свойства, которые характеризуют городскую стену: высота, длина, толщина, форма. Каждое свойство приводит к возникновению задач, которые необходимо решать.

 

ВЫСОТА. Высота стены должна быть большой, чтобы надежно защитить людей, и должна быть маленькой, чтобы легче было ее построить.

Решение - стену делают зубчатой. Кроме того, в отдельных местах стены возводят башни, которые возвышаются над уровнем остальной стены.

ШИРИНА. Стена должна быть толстой, чтобы ее трудно было сломать, и тонкой, чтобы меньше отнимать места внутри города.

Решение - городские стены делают толстыми и полыми, так, чтобы можно было использовать место между стенами.

ДЛИНА И ФОРМА. Длина городской стены должна быть как можно больше, чтобы охватить большую площадь, и должна быть как можно короче, чтобы ее легче было построить.

Решение может быть различным. Можно, например, к городской стене пристроить отдаленные от нее сторожевые башни, можно по мере необходимости вокруг одной городской стены выстраивать новую стену. Можно использовать и разные формы городской стены. Прямоугольная форма использовалась, например, в Древнем Риме. Такую стену было удобнее наращивать, достраивать по мере роста города. Круглая стена более выгодна с точки зрения площади, которую удается защищать. Такую форму использовали в древней Москве, выстраивая со временем несколько рядов  городских стен. Именно круглая форма этих стен предопределила схемы современных московских дорог и метрополитена.

 

            5.   Психотехнические и развивающие игры. 
            (См. "Картотеку к урокам РТВ для 2-го класса" серия игр по работе с текстовой информацией.)

7.   Подведение итогов.

Одна из основных задач курса РТВ для 2-го и последующих классов -  обучить детей навыкам работы с картотекой. Задание на дом: найти и выписать из книг о Петрозаводске, из городских газет примеры интересных решений в архитектуре города, выделяя используемые или измененные свойства, как в задаче "о городской стене". 

 

 

 

  на главную | наверх