русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

Горизонты третьего мира. Мурашковский Юлий

Горизонты третьего мира
 
Постоянный вопрос статей о ТРИЗ — чему учить наших детей? И постоянный же ответ — решать задачи. И если я задам неприличный вопрос — зачем? — то получу стандартный ответ — мир меняется, при этом возникают задачи, их надо уметь решать.
Но ведь меняется сам мир, в котором возникают эти задачи. Значит и характер задач, и подход к ним тоже должны меняться!
Задача 1
Для увеличения быстродействия процессоров стараются уменьшить размеры кристаллов. При этом возрастает плотность кристаллических «деталей» процессора. Скорость работы можно увеличить на 5-10%. Но уменьшение размеров кристалла приводит к уменьшению его поверхности, а значит, и теплообмена с внешней средой. Кристаллы перегреваются. Чтобы этого не допустить, на чипы ставят специальные радиаторы. Объем и вес радиаторов в несколько раз превышает объем и вес чипов. А радиаторы эти обдуваются специальным вентилятором. При всей быстроте развития компьютерной техники система охлаждения, начиная с первых моделей, так и не изменилась. Сейчас она занимает львиную долю объема и веса компьютеров.
Как более идеально охлаждать кристаллы?
Если мы будем решать эту задачу классическим путем, то придется формулировать мини-задачу. Но нужно ли это?
Дело в том, что полным ходом идут разработки так называемых криокомпьютеров. Они будут работать при низких температурах, использовать сверхпроводимость, скорость их будет на порядок выше обычных компьютеров. Задача об облегчении компьютера и увеличении быстродействия на
5-10% просто теряет смысл. Ее не нужно решать!
Но вот что важно. У еще не разработанных криокомпьютеров уже есть свои задачи.
Задача 2
Расстояния между блоками криокомпьютера очень малы. Обычно блоки соединяют разъемами. Но даже самые маленькие из них для криокомпьютера оказываются недопустимо большими. Не из-за самих размеров. А из-за того, что слишком велико их реактивное сопротивление. Сделали совсем маленькие разъемы. Но оказалось, что их невозможно вставить — ни человек с микроскопом, ни самый сложный робот при таких размерах уже не справляются. Как же соединить блоки криокомпьютера?
Но, допустим, мы решили эту и тысячу других задач. Пока мы их решаем, пока внедряем, быстродействие криокомпьютеров оказывается уже слишком низким. Они ведь используют все тот же принцип: есть ток в проводнике — 1, нету — 0. А есть ли что-то, что работает быстрее?
Оказывается, есть. Это свет. Уже сейчас идет разработка фотонных компьютеров. Вместо токов в проводниках они работают на лучах света в световодах. Быстродействие их на два порядка выше, чем у обычных. И там тоже возникают задачи.
Задача 3
Фотонная техника аналогична электронике. В ней есть свои «сопротивления», «транзисторы». Однако до сих пор не удается создать устройство, аналогичное конденсатору.
Эта задача отличается от двух предыдущих. Но она поставлена, она принципиально разрешима. А это означает, что нам, возможно, не придется решать и задачу о разъемах криокомпьютера (хотя она и решена).
Иначе говоря, нам гораздо выгоднее решать не мини-задачу, а макси-задачу.
Вот одно из тех изменений, о которых шла речь вначале. Центр тяжести в возникающих задачах стремительно смещается от мини-задач к макси-задачам. Та же задача о световых конденсаторах выглядит мини-задачей по сравнению с гораздо большей и более перспективной. Не конструировать фотонную технику по аналогии с электронной, а постараться выйти на ее собственные принципы, при которых не нужны ни конденсаторы, ни транзисторы. Ведь, скажем, для разделения частот мы используем электронный делитель частоты, а не сепаратор.
Если мы будем по-прежнему учить начинать решение с мини-задачи, то ТРИЗ рискует отстать от жизни еще до того, как ее догонит.
Конечно, можно утешать себя тем, что это компьютеры развиваются очень быстро. Но что сейчас развивается медленно?
Я далек от того, чтобы призывать не решать мини-задачи. Мы видели, что в макси-задачах тоже надо сперва решить
мини-задачу. Но — другую! А ту, с которой мы привыкли начинать, решать очень часто уже не надо. Задачу с вентиляторами для компьютеров, например, никто всерьез и не решает.
Но макси-задача — это далеко не та любимая тризовцами задача, которую можно носить с собой, как комнатную собачонку и при случае показывать знакомым — вот, мол, какая миленькая. Макси-задача — это чаще всего совершенно незнакомый нам зверь. В самом деле, чтобы перейти к криокомпьютерам, нужно было открыть явление сверхпроводимости, изучить его, разработать простые и дешевые способы создания и удержания сверхнизких температур. Все это — задачи не столько изобретательские, сколько исследовательские. А чтобы создать фотонные компьютеры, этих исследований нужно было провести еще больше. Фактически, переходный период к фотонной технике начался еще в Древней Греции, когда были открыты первые законы отражения и преломления света.
Начав с задач, мы перешли к исследованиям.
Мир человека всегда был миром фактов и знаний. Это мир номер один. ТРИЗ совершила революцию, перейдя от этого мира к миру задач. ТРИЗ показала, что задачи — это не отдельные, пусть даже многочисленные случаи из жизни великих людей, а действительно мир. Мир номер два. Решение этих задач и создает новые факты и знания первого мира.
Но, сделав шаг от мини-задач к макси-задачам, мы попадаем в мир номер три — в мир исследовательских тем. И это тоже не отдельные, хотя и многочисленные откровения великих ученых. Это мир — огромный, системный. Результаты исследований в мире номер три и создают мир задач, решение которых создает мир новых фактов и знаний. Мир, который построил Джек.
Вот что надо помнить, рассуждая о том, чему учить детей. Погружая их в мир задач, мы рискуем создать консервативных задачерешателей. Которые так никогда и не увидят, откуда эти задачи к ним попали. Не зададут себе вопрос, а надо ли вообще решать эти задачи. Нельзя эффективно работать в системе, не представляя себе надсистемы! Более того, мы позже увидим, как понимание надсистемы раскрывает новые горизонты в самой системе.
Итак, задача: разведка мира исследовательских тем, подготовка исследователей. Это новая задача. Если будущие исследователи должны не просто расковыривать тему, благосклонно выданную им из Фонда Достойных Целей, а жить в мире исследовательских тем, то должна быть и принципиально иная методика исследований. Подобная ТРИЗ для мира задач.
О том, что такой подход возможен и оправдан, свидетельствуют промежуточные результаты. Вот только один из них. Начнем с примеров. Посмотрим, как решался вопрос о движущей силе истории.
  • Большинство античных философов вообще не поднимали этот вопрос. Поскольку у них история не двигалась. То, что есть, всегда было и всегда будет. История была чисто описательной. Мифы рассказывают, как все создалось, а дальше и изучать нечего. А раз нет истории, то нет и движущей силы. Эта установка перешла по наследству и к христианской истории.
  • Некоторые античные философы рассматривали вопрос о причинах конкретных исторических событий. Причины были разные. От воли богов до национальных характеров, формируемых климатом.
  • В средневековой христианской истории рассматривались только различные варианты движущей силы конкретных событий, как проявления божественной воли.
Во всех этих концепциях есть общая черта — каждому конкретному случаю дается свое конкретное объяснение.
  • К концу средневековья начали появляться различные классификации исторических событий. Появились исторические специализации. Стали рассматривать отдельно события военные, политические, религиозные, художественные и т. п.
  • В новое и новейшее время начали, как грибы, появляться новые концепции. Они уже искали причину, общую для всех событий. Наиболее известные из этих концепций:
    1. Древний человек селился в удобных местах, а затем повышал свой комфорт. Движущей силой является стремление к удобству.
    2. Древний человек был подвержен постоянным «вызовам» со стороны природы. Движущей силой истории является необходимость отвечать на эти «вызовы».
    3. Развитие человечества определяется развитием представлений о боге и о характере служения ему.
    4. Развитие человечества подталкивается познавательным инстинктом, особенно лучшей части человечества — творческой интеллигенции.
    5. История является следствием воли и действий правителей. Что им взбредает в голову, то и есть.
    6. Наиболее тщательно разработанной является теория, согласно которой движущей силой истории является развитие экономических отношений. В ней появляется интересный аспект. Остальные факторы не отрицаются безоговорочно, а выступают в качестве второстепенных.
    7. Подобные концепции по инерции продолжали и продолжают возникать. Причем, если первые концепции такого рода были, по крайней мере, красивыми, то внутренняя логика последних становится путанной и натянутой. Наиболее известной из них является теория этногенеза. По ней характер развития больших групп людей (этносов) определяется географическими факторами. Поскольку факты не особенно согласуются с этой концепцией, пришлось ввести некую абстрактную «пассионарность». Что это такое — непонятно. Поэтому пришлось добавить, что она возникает от космического излучения.
  • В середине 19 века начали появляться концепции и другого типа. В них движущая сила была не одна, а несколько. Вот только две из них:
    1. Каждый народ несет в себе свою национальную «идею». Слияние этих идей и дает ход истории.
    2. История формируется под совместным и равноважным воздействием четырех факторов: социально-экономического, политического, культурного и религиозного.
Чтобы не подвергаться соблазну делать быстрые выводы, рассмотрим развитие другой науки.
Живые организмы когда-то представлялись совершенно разными, не имеющими ничего общего. Они были такими потому, что богу пришло в голову создать их именно такими. Аргументация в пользу этих воззрений хорошо отражена в знаменитом вопросе к вегетарианцам: если животные не предназначены в пищу, то почему они сделаны из мяса?
Позже оказалось, что живые организмы не совсем разные. Их можно классифицировать.
Когда стало очевидно, что мир живых организмов меняется, встал вопрос не только о классификации, но и о причине развития. Есть ряд гипотез и теорий на этот счет. Наиболее распространенной и серьезной является эволюционная теория. Она в качестве причины развития выдвинула мутации и естественный отбор.
Однако быстро стало ясно, что сами по себе мутации не способны объяснить развитие живого мира. Мутации есть, с этим никто уже не спорит. Но они не дали бы никакого развития, если бы не менялись экологические ниши, если бы не было определенных закономерностей биохимических процессов и т. д. Причин развития живых организмов оказалось несколько, причем все они равноважные, их просто нельзя отделить друг от друга.
Две разные науки, но одна общая четырехэтапная линия:
  • Набор разрозненных фактов, каждый из которых имеет свое объяснение.
  • Классификация этих фактов (и классификация объяснений).
  • Признание развития описываемых объектов и нахождение единой причины этого развития. Под конец этого этапа начинают признавать некое второстепенное влияние и других факторов.
  • Признание многофакторности развития объекта. Факторы не делятся на главные и второстепенные, а являются дополнительными.
Тут просто бросается в глаза аналогия с ХС. В них, как и в ТС, есть явление структурирования. В Стандартах наличие неких структур просто констатируется. Было интересно, а нельзя ли их классифицировать. Оказалось, что есть четыре типа структур:
  • хаотическая (нет структуры);
  • равномерная;
  • с выделением главного (главных) элементов;
  • структура с заданной неравномерностью.
Чуть позже оказалось, что эти структуры не сосуществуют, а переходят одна в другую именно в такой последовательности. То есть, развиваются. Это тогда казалось вполне достаточным.
Сейчас, зная описанную выше закономерность надсистемы, мы можем и должны поставить еще два вопроса для исследований в системе.
Во-первых, почему структуры развиваются именно так, а не
по-другому? Какова причина такого развития?
Во-вторых, какие еще причины определяют это развитие?
Причем, заметьте, это уже не будет возвращение к ХС. То, что мы найдем в ХС (или в ТС), прояснит нам ситуацию в надсистеме, в развитии человеческой культуры вообще. Пока мы находились в системе, этот вопрос просто не возникал.
Мы с вами познакомились только с одной закономерностью развития исследовательских тем. Это даже не знакомство, а только предварительное рукопожатие. Мы еще даже лица толком не рассмотрели. Но мы уже показали нашим новым знакомым, что мы есть и с нами придется считаться.
Но сколько таких закономерностей в исследовательской работе?
При первых же попытках осмыслить возникшую задачу, выявилось 22 нерешенных вопроса. Старания решить их привели к тому, что в этих вопросах возникло множество подвопросов, иногда более важных, чем сами вопросы. Я попытаюсь показать только два из них.
Вообще, на наших конференциях принято показывать полученные результаты. Но, поскольку речь идет о мире исследовательских, то есть нерешенных проблем, я буду дальше говорить о неполученных результатах. Ведь для нашего нового мира новая тема не менее, а может быть, даже более интересна, чем ее решение.
В одном из писем Николай Хоменко задал вопрос. Картотеки собирать надо, — писал он. — Но как быть с тем, что пока ее соберешь, тема уже устарела?
Формально вопрос несложный. Нужно разработать методику, позволяющую строить гипотезы, теории, — одним словом, модели, — по одному факту. Ничего невероятного в этом нет. Скажем, вся система Вернадского началась с
одного-единственного факта — информации об общем весе тучи саранчи.
В работах Фильковского, Кондракова показано, как можно строить новые модели по двум противоположным фактам. В книге Митрофанова тоже предлагается ставить противоположные эксперименты. Короче говоря, чтобы факт стал моделью, необходим антифакт. Строим противоречие, а дальше как обычно.
Но откуда брать этот антифакт? Тем более, что мы ставим перед собой более идеальную задачу — построение модели по одному факту, а не по двум. Антифакт каким-то образом должен содержаться в самом факте. Как его увидеть, вычислить, вылущить? Проблема пока не решена.
Еще одна из принципиальных проблем. С древнейших времен философы, а затем естествоиспытатели рассуждали о том, что такое тепло. Было известно, что одни тела могут быть теплее других. Вот и все. Это был описательный этап науки. Настоящая наука о тепле началась тогда и только тогда, когда:
  • было осознано, что нагревание — это своеобразное развитие «тёплости» тела;
  • четко зафиксированный интервал нагрева был принят за некую единицу нагревания, единицу развития этой самой «тёплости».
ТРИЗ еще не перешла эту границу. Мы говорим о том, что ТС развиваются. Мы даже знаем определенные направления этого развития. Но что такое единица развития ТС? Чем она отличается от «неединицы»? В чем и чем ее измерять?
Для мира исследовательских тем этот вопрос имеет еще большее значение. Раз системы развиваются, то должен быть какой-то квант этого развития. Некое событие, которое принципиально отличается от «несобытия».
Условный пример
Российская армия победила армию Наполеона в войне 1812 года. Это, безусловно, событие. Оно изменило состояние больших социальных систем.
В Бородинской битве погиб солдат Иванов. Это событие? Конечно, для такой системы, как семья солдата Иванова, это событие. А для системы «российская армия»? Российская история? Нет.
А чем эти факты отличаются друг от друга? Где то самое «то», чем определяется их отличие? Их влияние на состояние системы?
Эта проблема тоже не решена. А без ее решения трудно двигаться дальше.
В этом третьем мире, в мире исследовательских тем, невозможно просто находиться. Чтобы не выпасть из него, нужно постоянно ориентироваться во все новых и новых темах. Нужно постоянно исследовать. Но как это делать, если мы еще не нашли методику этих исследований? Очень просто: в этом мире можно жить, исследуя его самого.
Я хотел бы провести с желающими семинар на эту тему. Но не обычный, где один вещает, а другие учатся. Это должен быть рабочий семинар, на котором можно будет не только узнать о чьих-то результатах, но и поделиться своими мыслями, опытом, взять какую-то тему для собственных исследований. Если такие желающие есть, то мы можем договориться о предварительной беседе, о начальном ознакомлении с темами, об условиях возможного семинара. Причем, одно условие я могу назвать уже сейчас. На семинар каждый должен привезти хоть какие-то результаты по своей теме. Не просто соображения, а выводы, подкрепленные добротным рядом примеров. Это не мое условие. Это условие того мира, в который мы идем.
Последние дискуссии на педагогические темы убеждают меня в том, что нам жизненно необходим этот третий мир, мир исследовательских тем. Мы увидим наше дело с высоты, мы поймем, где дорога, а где завитки лабиринта. Возможно, мы перестанем спорить о том, надо ли учить решать задачи и просто научимся выбирать, какие задачи надо решать, а какие нет.
А может быть, — но это уже мечты, — мы доживем до того времени, когда перед нами откроется краешек какого-то четвертого мира, которому пока нет названия и о котором пока нет даже отдаленного представления.
 
  на главную | наверх