Урок 5. Кто где живет? (продолжение).
1. Разминка (картотека для 1-го класса).
2. Проверка домашнего задания.
3. Вход в урок.
"Да-нетка" (картотека для 1-го класса ).
4. Основная тема.
Эмиль получил новое задание: нужно написать, из чего состоит Мышонок (или его подсистемы) и где он живет (или ту надсистему, в которой он сейчас находится).
Следующие схемы заполните для лягушонка и пингвиненка.
Волшебник Дели-Давай решил проверить, как Эмиль умеет выпутываться из затруднительных положений. Он перепутал надсистемы, в которые мальчик поместил зверят. Вам нужно помочь Эмилю объяснить, как они попали в такие необычные для себя надсистемы.
Выполняя это задание, вы можете придумать вместе с детьми целую сказку.
5. Психотехнические и развивающие игры.
"Живая картинка".
Сценарий этой игры создается детьми и направляется учителем.
"Если я белое, пушистое облачко, то вы кто?"
Каждый ребенок выбирает себе роль по своему желанию. Важно, чтобы дети увидели взаимосвязь всех выбранных персонажей. Дети должны изобразить выбранный персонаж и показать наглядно его связь с другими частями "живой картинки". Можно изменить это упражнение, задав надсистему с помощью картины или музыки. После проведения этой игры необходимо, чтобы дети поделились своими ощущениями или выразили их в рисунках.
6. Упражнения на развитие речи или создание творческого продукта.
Заполните схемы:
над/надсистема |
|
надсистема |
пенал |
система |
карандаш |
подсистема |
корпус |
под/подсистема |
|
над/надсистема |
транспорт |
надсистема |
|
система |
автомобиль |
подсистема |
|
под/подсистема |
провода |
над/надсистема |
|
надсистема |
лес |
система |
|
подсистема |
лист |
под/подсистема |
|
над/надсистема |
|
надсистема |
текст |
система |
|
подсистема |
|
под/подсистема |
буква |
Это другой вариант представления той же схемы системного оператора. Возможно, кому-то из детей он лучше запомнится. С помощью таких таблиц можно проводить очень интересное упражнение "системный лифт". Придумал это упражнение М.С.Гафитулин. Оно дает возможность научить детей быстро переходить на разные уровни системного оператора, легко ориентироваться в этих непростых понятиях и использовать эти навыки для решения задач.
Представьте, что вы путешествуете в необычном лифте. Каждый этаж, на котором останавливается лифт, - это уровень системного оператора (уровень систем, подсистем, подподситем и т.д.; надсистем, наднадситем и т.д.). Расскажите, что вы видите на каждом из этих этажей.
7. Подводя итоги, обратите внимание, как дети ориентируются в изученных понятиях.
Теперь мы с Вами знаем, что каждая система - часть надсистемы, и не одной.
Скажите, пожалуйста, мы с Вами часть какой надсистемы?
- Мы - это класс.
- А наш класс?
- Много классов - школа.
- Молодцы. А школа где находится?
- На улице.
- Улица?
- В городе.
- Город?
- В Карелии.
- Карелия?
- В России.
- Россия?
- На планете Земля.
- Планета Земля?
- В космосе.
- Значит, на уроках РТВ мы с Вами можем побывать везде, где только захотим. От космоса до школьного класса. И повсюду нас с Вами ждут маленькие и большие тайны и загадки.