русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

Урок 2. Что из чего состоит? (система -целое, состоящее из частей).

 

1. Разминка. "Рукавички". Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою "пару", отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички. 
Можно предложить и такой вариант игры. Нужны листья разных деревьев, вырезанные из цветной бумаги. Листья разрезаются на половинки. Детям нужно отыскать вторую половинку своего листа.

2. В качестве проверки домашнего задания можно вспомнить героев тетради, с которыми мы познакомились на прошлом уроке.
3. Вход в урок. Загадка, "да-нетка", фокус и др. - все, что заинтересует детей, настроит их на восприятие новой темы.
В Цветочном городе появилось существо вот с таким загадочным описанием:
на кирпиче висят две тряпочки, для устрашения и еды вставлены ножи, из-за 
 которых выглядывает розовый лист. На конце блестящая, черная пуговица. Все это может звучать, если захочет. Есть еще перекладина, которая стоит на четырех мохнатых колоннах, на ней висит бочонок и веник с мотором. Все это покрыто ковром. Что же это за необычное существо? ............................... (собака)

Это "загадочное описание" - результат совместной работы с детьми на одном из уроков по теме "что из чего состоит?".

Разгадать эту загадку и научиться самим придумывать такие же вам поможет Малыш, который умеет в самой грустной картине увидеть веселое весеннее солнышко; умеет  так нарисовать знакомый предмет, что его и не узнать; умеет смешивать краски так, чтобы получить цвет радости или печали.
Вспомните, как  зовут этого художника? (Тюбик)

4.  Основная тема.Разберите на части ручку на вашем столе. У вас  появилось несколько деталей. Каждая из них по отдельности не может красиво написать буквы в  словах. Если же вы снова соберете их вместе, можно будет написать или нарисовать все, что захочешь. Дети должны убедиться в том, что какую бы систему мы ни взяли - все состоит из частей и при этом обладает новыми свойствами. Эти задания помогут им в этом.
1.  Покажите  системы, которыми можно писать. Из каких частей они состоят?
2.  Соревнование: кто назовет больше всех частей какой-либо системы; или кто назовет больше всех систем, которые находятся в нашем классе.
Можно придумать самые разные варианты этих упражнений.

Система - целое, состоящее из частей. Система в целом может выполнять такую работу, которую не может выполнить каждая отдельная часть.

- Напишите или нарисуйте три системы:
- А теперь попробуйте привести пример не системы. 
- Воздух.
- Докажите, что это система.
- В нем пыли много.
- Верно. Воздух - это смесь газов.
- Монета.
- Она из железа, из его частичек.
- Вода.
- А зачем тогда ее очищают?
- Давайте запомним - все, что нас окружает, системы.
- А огонь?
- Он горячий и дымный. В нем жар и дым.
5. Психотехнические игры
пришли на урок РТВ из психологических тренингов, на которых в очень короткий период можно провести и диагностику, и психологическую коррекцию ребенка. Конечно, для проведения такой серьезной работы очень нужна консультация со школьным психологом. Но еще важнее, чтобы на уроке РТВ установилась доброжелательная обстановка, дети должны чувствовать себя свободно и раскованно, не бояться пробовать и ошибаться.
 Эта игра дает детям возможность прочувствовать на себе, что все, даже самые сложные системы, такие, как человек, состоят из  частей. Это особенно важно для детей, у которых ведущим является кинестетический канал восприятия, т.е. им проще и понятнее потрогать руками то, что необходимо изучить.

Мы с Вами договорились,  что все на свете, состоящее из частей, мы называем системой.  Мы выяснили, что все, окружающее нас - системы. Вот эти куклы - Барби и Кэн - тоже системы. 
А теперь задание. Встаньте, пожалуйста,  девочки.  Представьте себе Вашу Барби, ту, что Вам нравится больше других. Какая подсистема этой куклы кажется Вам самой привлекательной? Загадали?
А теперь встаньте,  пожалуйста, мальчики. Представьте себе Вашего Кэна. Какая подсистема Кэна нравится Вам больше всего? Загадали?
Попробуйте показать загаданную Вами часть куклы жестами. Называть ее вслух нельзя,  не торопитесь и не подсказывайте.  Интересно, кто из Вас лучше всех владеет языком жестов? 

6.  Упражнения на развитие речи или создание творческого продукта.В этой части урока  у детей появляется возможность попробовать применить новые знания, научиться придумывать и делать что-то новое. В этом методическом руководстве и в "Рабочей тетради по РТВ" приведены такие задания. Вы можете разнообразить уроки, включив в них упражнения по оригами или любые задания по работе с природным материалом (это могут быть экибана, аппликации, ниткопись, игрушки и др.). Пробуйте, главное, чтобы и вы и дети понимали, какой именно механизм РТВ помогает вам создавать что-то новое.

Части системы называются подсистемами.

Загадайте  систему. Из каких подсистем она состоит?  

Напишите названия подсистем. 

Нарисуйте, на что они похожи.

   
   
 

Теперь закроем левую часть таблички. Получилась заготовка для загадочного описания. Загадайте вашу загадку.

Форма проведения этого упражнения может быть очень разной. Дети могут загадывать свои загадки сразу всему классу или только своему соседу. Лучшие загадки можно отметить.

Пришло время разгадать загадку художника. Впишите названия подсистем, которые загадал художник.

 

Напишите названия подсистем. 

Нарисуйте, на что они похожи.

Кирпич  
две тряпочки  
ножи  
розовый лист  
пуговица  
 перекладина  
четыре колонны  
бочонок  
веник с мотором  

ковер 

 

7.  Подведение итогов.Очень важно в конце урока еще раз выделить основные понятия, которые детям необходимо запомнить для того, чтобы использовать в дальнейшей работе.
В загадках, составленных детьми, необходимо выделить, по каким именно частям можно догадаться, о чем идет речь. 
 

  на главную | наверх