русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

46. Биотопливо - лекарство хуже болезни

Тема: "БТМ. Энергетика. Экология." " Биотопливо - лекарство хуже болезни "
Прислал: Ю.С.Мурашковский 10.09.2007, М.С.Рубин Дата: 30.09.2007

Картотека ТЭММ
Комментарий РМС. О вредности нефти и важности альтернотивных источников топлива говорится очень много, например в материалах Российской биотопливной ассоциации. В работах по БТМ мы уже писали, что основной выход связан не альтернативными источниками энергии, а с более эффективным использованием известных источников и снижением потребления энергии в целом. Приведенная ниже информация только подтверждает эти выводы.
______________________________________________
Источник: http://www.vz.ru/society/2007/9/28/112886.html  

Когда лекарство хуже болезни
Ученые доказали: биотопливо вреднее для экологии, чем традиционное ископаемое горючее
28 сентября 2007, 15:30
Фото: Reuters
Текст: Геннадий Нечаев

Команда британских, американских и немецких исследователей во главе с профессором Паулем Крутценом пришла к неутешительному выводу: производство и использование биотоплива приводит к выбросу в атмосферу гораздо большего количества парниковых газов, чем сжигание нефти, газа или угля. Ученые утверждают, что панацея, каковой казалось биотопливо 15–20 лет назад, может оказаться опаснее болезни, и призывают отказаться от альтернативного горючего.

Нобелевский лауреат 1995 года по химии Пауль Крутцен считается признанным экспертом в области парникового эффекта (премию он получил именно за работы, описывающие влияние таких газов на климат Земли).

«Крупномасштабное производство сырья для биотоплива не имеет никакой перспективы и может лишь усугубить проблемы климата Земли » Лауреат возглавил группу исследователей Эдинбургского университета, с выводами которых ознакомили читателей в четверг сразу несколько ведущих западных изданий: лондонская Times, Spiegel и ряд других.

Ученые установили, что в результате выращивания некоторых культур, используемых для производства биологического горючего, таких как рапс или кукуруза, в атмосферу попадает на 50–70% больше закиси азота (N2O, «веселящий газ»), чем при сжигании бензина, эквивалентного количеству биотоплива, произведенного из выращенных культур.

Это сводит к нулю все преимущества горючего, полученного из растительного сырья, так как закись азота не только один из основных газов, вызывающих парниковый эффект, но и одна из основных причин разрушения озонового слоя, защищающего земную поверхность от губительной космической радиации.

При этом по уровню выброса образующихся при горении любой органики окислов углерода – основных парниковых газов, провоцирующих, как считается, эффект глобального потепления, биотопливо лишь на 7–10% уступает традиционному горючему.

В настоящее время работа готовится к публикации в журнале Atmospheric Chemistry and Physics, и до ее выхода в свет Крутцен отказывается давать какие-либо комментарии.

Однако его коллеги оказались более открытыми. «Своей работой мы утверждаем, что крупномасштабное производство сырья для биотоплива не имеет никакой перспективы и может лишь усугубить проблемы климата Земли», – заявил Кит Смит, соавтор от Эдинбургского университета, в интервью специализированному изданию Chemistry World.

Выводы ученых грозят обернуться скандалом международного масштаба. Ведущие страны Запада в последние годы приняли амбициозные программы замены нефти и природного газа на альтернативные источники энергии, и в первую очередь биотопливо. В Евросоюзе 80% биотоплива добывается из рапса, это производство превратилось в выгодный бизнес с миллиардным оборотом.

В то же время вредный эффект от эмиссии парниковых газов при сжигании единицы рапсового топлива по отношению к единице обычного топлива, согласно методике подсчета, принятой IPCC (Международной группой по наблюдениям за изменением климата, куда входит и наша страна), будет соотноситься как 1,7 к 1.

Для зернового спирта, используемого в США, это соотношение будет 1,5 к 0,9. И лишь для спирта, полученного из сахарного тростника, получается приемлемое значение 0,9 к 0,5.

Сообщения о неэффективности использования биотоплива в промышленных масштабах поступали от различных групп ученых и ранее, однако последняя работа, вероятно, является самым полным на сегодня исследованием данного вопроса. Примечательно, что ранее в этом месяце с критикой этой технологии выступила Всемирная продовольственная организация ООН.

По мнению экспертов ВПО, стремительный рост сельхозугодий, отдаваемых под выращивание технических культур, приводит к сокращению производства культур пищевых, что усугубляет ситуацию с продовольствием во всем мире. Возможно, выводы ученых и экспертов стимулируют правительства и коммерческие организации к поиску иных, более чистых возобновляемых источников энергии.

Текст: Геннадий Нечаев 


Газета "Телеграф" (Латвия) № 172, от 5.09.2007.
Хаим Коган: «Я помню бензин за четыре копейки»
 

 Глава LUKoil Baltia Rо ценах на автотопливо 

 

Волна напряжения прокатилась недавно среди нефтеперерабатыва­ющих компаний стран Западной Европы. Дело в том, что россий­ская нефтяная компания ЛУКойл неожиданно сократила объемы поставок нефти по трубопроводу "Дружба". Чтобы сохранить преж­ний уровень производства, некоторые европейские заводы даже были вынуждены использовать альтернативные источники сырья. На сегодняшний день ЛУКойл поставки восстановил, однако руко­водство компании открыто заявило о намерении повысить закупоч­ную цену на нефть для ряда стран — участниц ЕС. Президент ЛУКойла Вагит Алекперов отметил, что компания вынуждена изме­нить ценовую политику нефтяных поставок в некоторые страны ЕС, так как экономика продаж на этом направлении ухудшилась. По его словам, в скором будущем повысить цены для ряда стран ЕС могут и другие, в том числе государственные компании России.
 
Это заявление вызвало обес­покоенность и в Латвии, где представительство ЛУКойл является одним из ведущих участни­ков топливного рынка, а основ­ной объем бензина наши компа­нии покупают как раз у европей­ских нефтеперерабатывающих заводов. Вызовет ли решение ру­ководства российского ЛУКойла автоматическое повышение потребительских цен на бензин в Латвии и как вообще будет раз­виваться ситуация вокруг цен на латвийских АЗС? На эти и дру­гие вопросы ответил в интервью Телеграфу глава компании LUKoil Baltia RХаим КОГАН.
 
От четырех копеек до ста долларов
 
— Что будет с ценами на топ­ливо в Латвии?
—   Что касается ЛУКойла и LUKoil Baltia R, то ценовая поли­тика у генерального и дочернего предприятий принципиально раз­ная. Мы в Латвии ориентируемся на мировой рынок, а в России цены на топливо и так в два ра­за ниже, чем у нас. Думаю, повы­шение российских цен на роз­ничных в Латвии не отразится. Сам же LUKoil Baltia Rцены на своих АЗС повышать не намерен. Сейчас наша компания даже сни­зила цену на бензин. Помните, в августе прошлого года она состав­ляла 0,70 лата за литр: в прошлом месяце — 0.64 лата; а сейчас — 0,62 лата за литр.
Другое дело — налоги. Дело в том, что сам по себе бензин во всем мире стоит примерно оди­наково, однако его потребитель­ская стоимость зависит от нало­говой политики конкретной стра­ны. Евросоюз, например, любит налоги — с 1 января акцизныйналог в Латвии будет увеличен. В результате дизельное топливо подорожает на 1.7 сантима, а бензин — на 2 сантима за литр. По сравнению со старыми странами ЕС, где топливо стоит около 1.20 евро за литр, в Лат­вии сейчас очень низкие цены. Они будут расти до 2012 года, пока не сравняются с европей­скими. А сам я еще помню вре­мена, когда топливо стоило 4 ко­пейки за литр... Кстати. 4 амери­канских цента оно стоит и сегод­ня — в Венесуэле и в Иране. Торговлю топливом в этих стра­нах дотирует правительство, од­новременно облагая большими пошлинами его экспорт.
— Еше говорят, что в скором времени нефть подорожает до 100 долларов за баррель...
— Ядумаю, что коридор цен па нефть в ближайшие годы будет составлять от 50 до 70 долла­ров за баррель. 100 долларов мне кажется мифическим предполо­жением, если, конечно, не слу­чится какого-нибудь коллапса. Впрочем, главные игроки на рынке нефтедобычи понемногу договариваются друг с другом, и явных причин для резкого повы­шения цены я не вижу.
На самом деле сейчас на неф­тяном рынке предложение превы­шает спрос, о нехватке нефти ре­чи не идет. Однако продажи иногда тормозятся искусственно. Например, такая организация, как ОПЕК, может запросто снижать квоты на нефтедобычу, чтобы це­на на нефть сохранялась на опре­деленном уровне. На нефтяной бирже часто происходят различные спекулятивные процессы, ко­торые влияют на цену нефти. Од­нако цена бензина для потребите­ля рассчитывается исходя из конкретных расходов на его закупку, транспортировку и тому подоб­ное. И напрямую к биржевой це­не нефти не привязывается.
 
Баррели прокладывают маршрут
 
Почему закупка бензина осуществляется через европейские нефтеперерабатывающие заводы, а не напрямую из России?
— Европейские нефтеперера­батывающие компании действи­тельно закупают нефть в России, а готовый бензин мы покупаем уже у них. Например, около 98% латвийского бензина закупается в Литве, на заводе Мажейкяй нафта. А он, в свою очередь, закупает нефть в Приморске. Кстати, завод пробовал делать поставки из Венесуэлы. Но для того, чтобы переработать эту нефть, ее все равно необходимо смешать с россий­ской — завод не приспособлен для работы с тяжелой нефтью.
Закупать бензин напрямую в России невозможно — эта страна выпускает бензин ЕЗ, который не соответствует стандартам ЕС. А производить бензин спе­циально для ЕС российским компаниям невыгодно. Да, в прошлом году мы все-таки заку­пили 2 или 3 тысячи тонн рос­сийского бензина, но он был сделан специально, под заказ. Такая практика применяется только в случаях форс-мажора.
Отмечу, что еще 2 года назад нефть шла в Литву и Вентспилс по нефтепроводу "Дружба". Сей­час эта ветка неисправна, и во­зить нефть приходится по суше и танкерами. Ответвление надо чи­нить. Заниматься ремонтом дол­жна, по идее, государственная компания Транснефть. Но им это невыгодно, так как объем поставок маленький, а ремонт стоит 700 млн долларов. У Балтии таких денег нет, тем более что поломка находится на территории России, в Смоленской области.
Помимо проблемы с евростандартами существует и пробле­ма логистики — привезти бензин из Литвы гораздо дешевле, чем из России. Да и несмотря на то что Литва закупает нефть в России, итоговые цены на бензин в этих странах сильно не отличаются — пошлина на вывоз этого продук­та из России достаточно высока. Иначе обстоят дела с российским дизельным топливом. Оно, в от­личие от бензина, соответствует стандартам ЕС. И в Латвии торгу­ют в основном им.
 
Биотопливо: себе дороже
Компания Statoil объявила что с 12 сентября начнет торго­вать так называемым биотопли­вом. Как вы оцениваете перспек­тивы развития этого направления в Латвии?
— Компания ЛУКойл в Латвии торгует биотопливом уже нес­колько месяцев. Это биодизель (дизель с добавлением рапсового, подсолнечного и даже пальмово­го масла). Однако показатели такой торговли крайне низкие. Это топливо подходит лишь для небольшого ряда специально обору­дованных автомобилей. Если за­лить его в обычную машину — сгорят клапана. Кроме того, оно разъедает узлы из резины или пластмассы Компания Volkswagen, например, стала указывать на баках своих автомобилей, что в случае заправки биотопливом на машину не распространяется га­рантия. В сельских районах Лат­вии этим топливом заправляют трактора и другую сельхозтехнику. Сейчас LUKoil Baltia Rторгу­ет биодизелем из рапса на четы­рех своих заправках.
Мы пробовали торговать и биобензином: добавляли в бен­зин 5% спирта (латвийские компании смешивают его сами в специальных блендерах, которых в Латвии всего два). Но спирт (этанол) сильно поднялся в цене, и мы отказались от этой идеи. На сегодняшний день цена на зерно, из которого производят этанол, выросла чуть ли не вдвое.
Кроме того, за три месяца торговли биодизелем на 4 зап­равках было продано всего лишь 150 тысяч литров, по срав­нению с 3,5 миллиона литров обычного дизеля. Отсюда гово­рить о том, что в Латвии возник­нет целая система торговли би­отопливом, не приходится. Сам по себе биодизель дороже обыч­ного, но его цена для конечного потребителя остается ниже на 5—6 сантимов за счет отсутствия акцизного налога на его прода­жу. Государство стимулирует торговлю этим топли­вом. Таким образом, оно поддерживает сельское хозяйство (поскольку крестьяне выращивают рапс) и заботится об эколо­гии. В Латвии чистый биодизель не облага­ется налогом, а в Швеции водитель, заправляющий автомобиль би­отопливом, даже получает право на бесплатную парковку.
 
Поесть или заправиться
 
— Как вы относитесь к часто звучащему в СМИ заявлению о том, что нефть в мире заканчива­ется?
—    Не   думаю,   что   все   так страшно. О том, что нефть ско­ро иссякнет, говорят уже давно, а она все не заканчивается. Неф­тедобывающая отрасль не стоит на месте — компании занимают­ся геологоразведкой, находят но­вые месторождения. Я надеюсь, что стабилизируется ситуация в Ираке, ведь эта страна просто нефтяная кладовая, а добываются там крохи. ЛУКойл, кстати, тоже   имеет   нефтяные   поля   в этой стране, а заняться их разра­боткой не может из-за напря­женной ситуации.
Недавно было открыто новое большое месторождение на Кас­пии, международная экспедиция отправилась на поиски нефти к Северному полюсу. Там, кстати, находятся несметные запасы нефти, но вот технических средств ее добычи в условиях вечной мерзлоты пока не сущес­твует. Однако у меня нет сомне­ний, что рано или поздно они найдутся, ведь качественную за­мену нефти до сих не придумали.
Что касается опять же би­отоплива, то этанол производят из зерна. А для того чтобы прокормить такую массу людей на планете, его нужно выращивать все больше и больше. Невозмож­но одновременно обеспечивать объем зерновых культур и для продовольственных, и для топ­ливных нужд. Получается, что возникает дефицит не нефти, а как раз зерновых — многие стра­ны уже голодают, а цены на хлеб и кукурузу все время растут. Мы начали производить биотопливо, но я думаю, что для человечества все-таки важнее хлеб.
Беседовала Инна АКОПОВА
  на главную | наверх