русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

Семинар "ТРИЗ и бизнес" в страховой компании

Теория решения изобретательских задач

Теория  развития  творческой личности

ТРИЗ-ТРТЛ

Ф И Р М А   "П Е Т Р О - Т Р И З"

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РАЗРАБОТЧИКОВ, КОНСУЛЬТАНТОВ

И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ "ТРИЗ-ШАНС"

ФАКТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

СЕМИНАРА "ТРИЗ И БИЗНЕС"

в страховом обществе "КАРЕЛИЯРЕЗЕРВ"

12 - 21 сентября 1994 г.

с 14 до 18 часов.

 

© Рубин М.С., 1994 г.

 

 

Преподаватели:                                                 Слушатели:

Рубин Михаил Семенович                      Годунов Валерий Иванович (ген.дир.)
Селюцкий Александр Борисович         Бережняк Вячеслав Юрьевич (исп.дир.)
Тригуб Александр Васильевич             Беликина Елена Валерьевна (референт)
Иванова Людмила Владимировна      Сараев Павел Васильевич
                                                                       Рогачиков Николай Иванович (бухгл)
                                                                      Смирнова Галина Борисовна
                                                                      Холуев Юрий Михайлович (АХО)
                                                                      Востряков Алексей Дмитрмевич
                                                                      Федоров Константин Петрович
                                                                      Азаренко Владимир Григорьевич
                                                                      Огородникова Татьяна Николаевна

 

Использованы  разработки:    

Альтшуллера Г.С.,
Викентьева И.Л.,   
Злотина Б.Л.,    
Зусман А.В.,    
Сычева С.В.,                 
Рубина  М.С.,
Тимохова В.И.,
Фаера С.А.,
Хоменко Н.Н. и
других разработчиков системы "ТРИЗ-ШАНС".

ЦЕЛИ СЕМИНАРА.

1. Дать слушателям навыки использования ОСНОВНЫХ механизмов ТРИЗ для решения творческих задач; сформировать у слушателей поня­тийный аппарат для решения творческих задач в различных областях (формулировка и анализ противоречий, идеальный конечный результат, использование вещественно-полевых ресурсов, системное мышление, курс развития творческого воображения).

2. Дать сведения о ТРИЗ-ТРТЛ, необходимые для понимания и ориентации в этой области (система законов развития техники, история развития ТРИЗ, диверсионный подход, закономерности развития коллективов, информация об Ассоциации ТРИЗ, система "ТРИЗ-ШАНС" и пр.)

3. Очертить область пересечения ТРИЗ и страхового дела (пере­нос механизмов ТРИЗ на решение задач в области страхового дела, применение подходов ТРИЗ в рекламе, в рекламных кампаниях, в об­ласти стимулирования рынка, решения социальных и психологических задач, анализа проблем в бизнесе).

4. Подготовка к проведению ТРИЗ-анализа САО "КАРЕЛИЯРЕЗЕРВ" (предварительный анализ структуры и технологии , выявление комп­лекса задач и проблем на сегодняшний день и на перспективу, разра­ботка идеи стратегии развития).

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМ ЗАНЯТИЙ ПО ДНЯМ

1-й ДЕНЬ (12 сентября).

ПРОТИВОРЕЧИЯ

Из картотеки В.И.Тимохова ("ТРИЗ-ШАНС").

В одном из нью-йоркских небоскребов примерно около 20-го этажа застрял лифт, переполненный людьми. Мальчик-лифтер позволил по телефону, затем попросил пассажиров не волноваться - неисп­равность быстро устранят.

Однако один человек взволновался и стал засыпать лифтера воп­росами: крепки ли тросы, когда в последний раз был технический осмотр лифта, что нужно делать, если кабина загорится...

Следом за ним заволновались и остальные. Тогда задававший вопросы достал пачку полисов страхования от несчастных случаев.

Пока починили лифт ему удалось заключить несколько сделок.

Журнал "Огонек", 1935.

1. Оргвопросы: знакомство, анкеты, режим занятий, удостоверения, раздаточные материалы. Условия, на которых даются решения из области страхового дела (при использовании - отдельная оплата).

2. Введение. Цели семинара (система целей), линии семинара, план занятий.

3. Задача из коммерции с ответом: "О шахтовладельце".

Из картотеки В.И.Тимохова ("ТРИЗ-ШАНС").

Молодой предприниматель и шахтовладелец Гуго Стиннес не мог самостоятельно продавать уголь. Как и все члены угольного син­диката, условиями договора он был обязан сбывать его через син­дикат. Если бы Гуго Стиннес продавал уголь самостоятельно по ценам не согласованным с угольным синдикатом, то его шахта вскоре обанкротилась бы из-за действий синдиката. А торговать углем лучше самостоятельно - это дает преимущества шахтовла­дельцу. Шел 1898 год. Как быть Стиннесу?

"Уголь можно продавать и по проводам" - объявил он своим сот­рудникам. В результате он стал продавать электростанции, пост­роенные на границе каменноугольного бассейна шахты "Виктория Матиас", не уголь а дешовый пар из котельной шахты. Синдикат подал в суд на Гуго Стиннеса, но проиграл дело: так как отцам синдиката в свое время и в голову не приходило, что уголь можно продавать в виде пара.

Гюнтер Карвайна,"Электрическая держава", М."Прогресс", 1988, стр.101.

4. ЗАДАЧИ ДНЯ:   "Осетра и Тагиев"   (без ответа)

5. Задачи из разных областей с ответами (акцент на противоречия):

- техника: задача о Карлсоне.

- социально-техническая: фирма "Сони" и "карманный" магнитофон; орден Александра Невского в 1942 г. художника Телятникова.

- социальная: шах Пехлеви и паранджа.

- коллектив-группа: как шпиону пробраться на остров

- межличностная: кричать за деньги; форточки и жена

- внутриличностная: охрип бизнесмен; щелчки в батарее.

К какому типу относится задача о шахтовладельце?

6. Общее в этих задачах: наличие противоречия, которое удается полностью разрешить. Примеры противоречий в учебных задачах:

7. Введение в "РТВ". Игра "хорошо-плохо".

8. Главные ценности развивающейся цивилизации:

физическая сила - золото и деньги - новые земли и колонии - природные ресурсы (Адам Смит) - эффективное производство и тех-

нологии (Давид Рикардо) - новая эра: идеи и технологии твор­чества.

Р.Рейган: "...подобно куколке, высвобождающейся из кокона, мы покидаем экономику Первой промышленной революции, ограниченную пределами физических ресурсов Земли, и вступаем в экономику мысли, где человеческому воображению нет пределов и где свобода творчества является наиболее драгоценным видом природных ресур­сов" Из книги Кадырова, стр. 186.

9. "Подлинный талант редко находит признание среди своих современ­ников.

Общество не может ничего сделать для воспитания и выращивания изобретательных людей. Творческому таланту нельзя научить как ремеслу. Не существует школ, обучающих творчеству. Талантливый человек - это как раз тот, кто бросает вызов всем школам и пра­вилам, кто не идет по проторенным дорогам, а открывает новые пути в недоступные прежде земли. Талантливый человек всегда - учитель, и никогда - ученик, он добивается всего своими силами. Он ничем не обязан тем, кто находится у власти. Но с другой стороны, государство может создать условия, которые парализуют все усилия творческого духа и не позволит ему приносить пользу обществу."

Людвиг фон Мизес "Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапи­талистическая ментальность". Изд. "Дело", 1993, стр. 18.

10. Структура и основные разделы ТРИЗ.

11. Изобретательская  задача  - что это такое (кратко).

12. Противоречия: - административные;

- противоречия требований (технических и пр.) - ПТ;

- противоречия свойств (физических, психологических и пр.) - ПС.

Смерть Кощея: утка - яйцо - иголка.

Пример анализа транспортной проблемы в городе.

социальные: градостроительство,  работа рядом с домом;  стоимость;

лотерея билетов (контролеров много-мало).

технические: вместимость-маневренность              вместимость-скорость

жесткий-гибкий           короткий-длинный               маршрутное такси

двойной "Икарус"                 омнибус

13. Практика формулировки противоречий. "Фокусные" задачи.

"ГОРЯЧИЕ" учебные ЗАДАЧИ:

- фальшивая картина с подписью эксперта

- Корнеги и крольчата

- посылка со льдом

- "ученый" слон

- задача об Иисусе

14. Идеальный конечный результат (ИКР) - введение в тему на приме­ре задач.

15. Тренинг: изменить роль и поздороваться.

16. Пример задачи из области страхования. Решение с использованием элементов ТРИЗ.

2) Кража или угон?

Автор: Фаер С.А. ("ТРИЗ-ШАНС")

Проблема:

Страховое общество начинает осваивать страхование автомо­билей от угона и понимает, что желающих страховаться будет ма­ло, так как очень высокий тариф (до 12% от стоимости автомоби­ля). Снизить тариф нет возможности - очень часто крадут маши­ны. Как развернуть страхование?

В крупных городах участились кражи автомобилей. Почему именно автомобилей? Не только потому-что очень дороги...

Потому-что наказания не последует. Суд выносит максималь­ное наказание "профессионалу" - два минимальных оклада. Он не позволяет поймать себя за кражей и как бы далеко вор не отог­нал машину он не вор, а простой хулиган, который решил прока­титься на чужой машине.

Решение:

Надо сделать так: "любой угон - кража". Улики, подтверж­дающие намерение продажи автомобиля (перебиты номера, перекра­шена машина,...), появляются в момент угона. Если это техни­чески сложно или дорого, воспользуемся тем, что уже сломано в момент угона - сигнализацией. Пусть сигнализация стоит столь­ко-же сколько автомобиль (юридически это возможно, угонщики же используют закон) и необратимо разрушается в момент поломки... Судить будут не только за угон автомобиля, а за порчу имущест­ва в особо крупных размерах и мелким штрафом тут не отдела­ешся. Дальше рекламные ходы страховщиков: "Наши машины нельзя угнать", "Угонщик, осторожно - застраховано в ... (липучка на стекло)", несколько липучек - показывают число попыток угона и, соответственно, краж, и т.д.

Источник: личный опыт консультирования.

15. Выявление задач "Карелиярезерв".

Раздаточный материал (справка по ТРИЗ на 1 стр., программа семинара). На стене: реклама "ТРИЗ-ШАНС" и "Петро-ТРИЗ"; этические принципы проведения ТРИЗ-консультаций.

Домашнее задание:

- сформулировать письменно свои задачи для "КАРЕЛИЯРЕЗЕРВ" и пос­тараться выявить в некоторых из них противоречия;

- упражнение на "хорошо-плохо".

 

О задаче Тагиева не вспомнили.

Резюме: что понравилось?; что не понравилось?; вопросы и предложе­ния.

1.ИСТОРИЯ.

2.Приёмы.

3.В 800-м году папа римский должен был короновать Карла Велико­го. Перед  Карлом  возникла  серьёзная  проблема.  С одной стороны,на­до,чтобы папа возложил корону на Карла, в глазах подданных это означа­ло бы,  что Карл стал императором законно, с согласия церкви. С другой стороны, нельзя допустить, чтобы папа возложил корону. Это оночало бы, что власть Карлу дал папа римский.  Захотел-дал,  захотел-отобрал. Что делать?

4.Церемония коронования проходила, как положено. Но когда папа поднял корону, чтобы надеть её на Карла, император перехватил корону и

сам надел её на себя.

5." И тут появился изобретатель" Г.Альтов.с.99.

1.ИСТОРИЯ.

2.Метод использования оптических копий.

3.Однажды греческий посол Исмений прибыл ко двору персидского царя Артаксеркса. Послу шепнули:"Поклонись повелителю всех персов до

земли, иначе не заметит".  Однако не в обычаях гордых греков кланяться

чужим царям. Ситуация:кланяться не хочется и не поклониться нель­зя (иначе переговоры не состояться)...Что делать?

4.Приближаясь к трону, Исмений будто невзначай, выронил перс­тень. Естественно, он остановился, наклонился и поднял его...Поклон

был и его не было.

5."Лестница идей". Викентьев И.Л., Кайков И.К.с.45.

2-й ДЕНЬ (13 сентября).

ИКР, РЕСУРСЫ. ПТ-ПС-мПС.

1. Сбор дом. заданий. Разбор резюме. Повторение. Типы задач и про­тиворечий.

2. МПиО - дрквнейшая технология решения творческих задач. Пример с лодками. Отыскание клада.  Схема метода.  Психологическая инер­ция. Интенсификация метода: методы активизации перебора вариан­тов (больше вариантов и независимость от вектора инерции). Эди­сон: институт, 50 000 вариантов для нити лампочки.

3. Задачи: задача о баллонах; о проверке таблеток. Задача Тагиева.

Бомба в Ленинграде. Качество угля на Апатитской ТЭЦ.

4. Тренинг на противоречия.  Конфликтная пара.

5. Подробнее об ИКР. Практика формулировки ИКР. Таблица с формули­ровками противоречий и ИКР.

 

6. Идеальность.  Идеальная машина. ИКР. схема поиска решения. При­меры и задачи на ИКР:

- самолеты Коврижникова,

- мины на корабле перед войной,

- эвенк и медведь,

- Ришелье, аристократки  Парижа вместо кучера в упряжке, с 35.

ЗАКОН стремления к идеальности: городская стена.

7. Вещественно-полевые ресурсы: внутрисистемные, внешнесистемные, надсистемные. Примеры, задачи:

- лифт в горах,

- лев и дрессировщик,

- крокодил и камни,

Ресурсы в социальных и межличностных системах:

- социальные структуры и эффекты;

- юридические ресурсы (законы, указы, договора, отдельные раз­делы, статьи, предложения и слова юридических документов);

- психологические ресурсы;

- стереотипы;

- межличностные связи...

8. Игра в мафию. Сознательное и бессознательное. Некоторые свойс­тва бессознательного. Психосоматика. Интуиция. Упражнения "зер­кало".

9. Информация о диверсионном анализе. Источник шума в автомобиль­ном стекле.

Раздаточный материал (справка по первому дню, по противоречиям и по идеальности, разбор учебной задачи про Иисуса).

Домашнее задание:

- анализ задачи о халифе Хакиме,

- как розорить "Карелиярезерв".

Резюме: что понравилось?; что не понравилось?; вопросы и предложе­ния.

А.Горбовский, Ю.Семенов "Закрытые страницы истории", Москва, "Мысль", 1989, стр. 179.

Халиф Хаким любил, переодевшись в платье простолюдина, любил бро­дить по ночному Каиру. Как-то во время одной из таких прогулок ему повстречались десять вооруженных людей, которые узнав хали­фа, стали просить у него денег. Час был поздний, место глухое и пустынное, просьбы их грозили вот-вот перерасти в требование, и неизвестно, какая бы участь постигла тогда Хакима. Но халиф прежде всего был политиком, и его спасло это.

- Разделитесь на две группы - предложил он, - и сражайтесь. Те, кто победит, получат награду.

Услышав эти слова, они тут же обнажили мечи и стали сражаться меж­ду собой. Уцелевших халиф снова разделил на две партии, увели­чив обещанную награду, и повторял это до тех пор, пока девять человек из десяти не оказались убитыми. Держа свое слово, халиф швырнул оставшемуся победителю горсть золотых монет. Но едва тот наклонился, чтобы поднять их, как халиф выхватил меч и за­рубил его.

Повелитель правоверных вовремя вспомнил древний принцип "разделяй и властвуй".

 

 

3-й ДЕНЬ (14 сентября).

ПРИЕМЫ.

1. Сбор дом.  заданий.  Разбор резюме.

Повторение:

- типы задач в зависимости от области возникновения

- типы противоречий

- один пример на ИКР

- типы ресурсов, пример использования ресурсов

- как проявляется бессознательное в человеке и при общении. Как его можно использовать при решении задач.

2.         Из картотеки В.И.Тимохова.

В Голландии во время энергетического кризиса в целях экономии электроэнергии было запрещено освещение магазинных ветрин. Вла­дельцы ювелирных магазинов страдали от этого, так как украшения выгодно рекламировать в лучах света, а это теперь делать было нельзя вечером. Как быть?

Один ювелир вывесил объявление: "Желающих осмотреть витрину, прошу крутнуть ручку". Особо любопытнные крутили ручку, соеди­ненную с динамомашиной и лампочки в витрине загорались.

Тема: ИКР, Противоречия.

Н.Петрович "Беседы об изобретательстве", "Молодая гвардия" 1978г. стр. 122.

3. О консультациях. (Азаренко Владимир Григорьевич)

4. Анализ домашней задачи о халифе.  Принцип дробления.

5. Диверсионный подход и "Карелиярезерв".

6. Анализ задачи о выплате денег. (или детективная задача)

(конфликтная пара, ОЗ, ОВ, ресурсы)

7. О приемах разрешения противоречий.

в пространстве: прожектор с лампой внизу (Верхнетуломская ГЭС),

эвенк и медведь

коронация Карла

во времени: контрабанда и соль,

спирт.

системные переходы: да-нет,

жуки долгоносики.

где взять помещение для выплаты денег.

эффекты: посылка со льдом,

пуля из воска.

Иисус

Крольчата и имена; Зеркала у лифта.

 

Разделение противоречивых требований во ВРЕМЕНИ:

Персидский царь Дарий (IV-V в. до н.э.) после безуспешных попыток взять Вавилон штурмом пришел к выводу, что захва­тить город можно только, если кто-то откроет ворота из­нутри. Открыть ворота Вавилона мог только человек, зани­мающий достаточно высокий пост в городе. Приближенный ца­ря, по имени Запир, позволил отрезать себе уши и нос. Пробравшись в город, он без труда убедил вавилонян в том, что попал в опалу у Дария и мечтает отомстить ему за на­несенные увечья. Став крупным военоначальником у вавило­нян, он открыл ворота войскам Дария.

Были изобретены симпатичные чернила, проявляемые вином. Один агент писал этими чернилами донесение на скатерти ресторана . Другой "случайно" проливал на скатерть вино. Проявленная таким образом запись возникала на несколько минут и снова исчезала.

Один французский разведчик во время I мировой войны был завербован немецкой разведкой в качестве диверсанта. По его просьбе французская цензура задержала на сутки инфор­мацию обо всех несчастных случаях и катастрофах в стране: обвалах, взрывах на шахтах, железнодорожных катастрофах и т.д. Французский разведчик в своих отчетах немцам изоб­ражал эти происшествия, как результат диверсий, выполнен­ных его отрядом. Немцы, получая вскоре из газет подтверж­дения сообщениям своего агента, убеждались в "правдивос­ти" его донесений.

Использование психологического ЭФФЕКТА

Элизабет Ван Лью - крупнейший агент северян во время гра­жданской войны в США, находясь в г.Ричмонде, занятом южа­нами, откровенно демонстрировала свои симпатии к северя­нам, организовав даже медицинскую помощь и снабжение теп­лыми одеялами пленных северян. Трудно было заподозрить в шпионской деятельности человека, не скрывавшего своих симпатий к врагу.

8. Язык жестов.

9. Тренинг: отсоединение, присоединение.

10.  СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР. Задача о прожекторе для лунохода. Психотерапевтическая задача: женшина не хочет двигаться - но-

ги "гниют" (переход к подсистеме.

Выплата страховки (переход к надсистеме).

Автор: Фаер С.А. ("ТРИЗ-ШАНС")

Проблема:

Требуется принять в короткий срок очень большой поток населения для выплаты (страховки, дивидендов по ваучерам,

пенсии...). Но нет помещения  подходящего  по  размерам  и  по

расположению. Арендовать - сумасшедшие деньги.

Решение:

Где позарез нужен такой поток людей?

В магазине.

Можно договориться с заинтересованным магазином и органи­зовать там выплаты?

Нет лучше так: "Объявление для магазинов: "Продается большущий поток людей с денежками".

Дополнительный плюс: люди получают деньги и тут же могут их оставить в магазине.

Источник: Личный опыт консультирования. (Решение получено во время консультации страхового общества ТРИЗ-консультантами Сибиряковым В.Г.,Сычевым и Фаером С.А., г.Санкт-Петербург)

Раздаточный материал (справка по второму дню, по ресурсам, по "Языку жестов", по системному оператору).

Домашнее задание:

- выбрать одну из своих задач и сформулировать противоречие.

Резюме: что понравилось?; что не понравилось?; вопросы и предложе­ния.

4-й ДЕНЬ (15 сентября).

ВЕПОЛЬ. МОДЕЛИ КОНФЛИКТОВ.

1. Сбор дом.  заданий.  Разбор резюме.

Задачи на психологическую инерцию:

- Колумб и яйцо

-  яйцо должно пролететь 4 метра и не  разбиться

- теннисный мяч должен без удара полететь обратно, как бумеранг.

2. ЗАДАЧИ.

Персидский царь Дарий (IV-V в. до н.э.) после безуспешных попы­ток взять Вавилон штурмом пришел к выводу, что захватить город можно только, если кто-то откроет ворота изнутри. Открыть ворота Вавилона мог только человек, занимающий достаточно высокий пост в городе. Приближенный царя, по имени Запир, позволил отрезать себе уши и нос. Пробравшись в город, он без труда убедил вавилонян в том, что попал в опалу у Дария и мечтает отомстить ему за нане­сенные увечья. Став крупным военоначальником у вавилонян, он отк­рыл ворота войскам Дария.

1.ИСТОРИЯ.

2.

3.Во время второй мировой войны войска союзников готовились к высадке  в Нормандии.  Подготовку такой крупномасштабной операции скрыть было невозможно. Перед войсками союзников возникла серьёз­ная проблема: как скрыть от немцев точную дату наступления.

Была создана грандиозная система дезинформации: через все возможные каналы, в том числе через заблаговременно выявленных, но оставленных на свободе немецких агентов, были переданы сведе­ния о массе различных вполне правдоподобных сроках и мест высад­ки. После войны выяснилось, что немцы получили несколько сотен сообщений, среди которых совершенно затерялись несколько правильных.

."Журнал ТРИЗ".93.1.с.91.

1.ИСТОРИЯ.

2.Приёмы.

3.Александрийский маяк на берегу Средиземного моря-одно из семи чудес света древнего мира. Но ты понимаешь, такой маяк,сооружён­ный без машин,-памятник человеческой мечте и делу. И вот, когда строительство шло к завершению, строителя маяка вызвал к себе им­ператор. "Ты высечешь на маяке моё имя!"-повелел он. Что же де­лать вложившему в строительство годы жизни, все свои знания? Не повиноваться капризу императора, и пальцем не притронувшегося к маяку? Нельзя. Казнят. Написать и восхвалить в веках. Несправед­ливо. Как быть?

4. Строитель подумал и высек на камнях маяка своё имя. Потом покрыл надпись слоем извёстки, а уже по нему начертал имя импера­тора.Он знал: через 20-30 лет известь осыплется, и для потомков откроется имя строителя седьмого чуда света.

5."Лестница идей". Викентьев И.Л., Кайков И.К.с.45.

3. Как обнаружить новую звезду на снимке звездного неба?

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

Ф.Цвикки - 1942 год

Морф ящик для реактивных двигателей - 37000 вариантов.

Оси: ресурс топлива: агрегатное состояние топлива; спо­соб создания тяги, тепловой режим.

Разобрать пример с игрой в мяч, игрушкой, калейдоскоп Алгоритм:

- объект, задача,

- список признаков, отдельных частей, свойств (оси).

- по каждой оси - различные варианты (в том числе ОТСУТСТВУЮЩИЙ)

- функциональная ценность возможных сочетаний

- выбор наиболее интересного варианта

4. Метод фокальных объектов - Ф.Кунце, 1926 г. На примере стола.

5. Применение методов фокальных объектов и морфологического анали­за к синтезу новых типов страховок.

6. Введение в вепольный анализ и стандарты. Типовые схемы конфлик­тов.

- как вынуть из скважины теннисный мячик, железный ключ, медное зубило.

 

-  -------------                                                          ------------

|  ЗАДАЧА   |                                                  |  РЕШЕНИЕ |

-------------                                                       ------------

-----------------                      ------------------

| Модель задачи ------ Модель решения |

-----------------                      ------------------

- понятие веполя; правило достройки веполя

П

В1; В1,В2; В1,П ===>

В1            В2

Задача: куда течет жидкость в трубе.

Пример со стрелой Робен Гуда.

- правило разрушения вредных веполей с помощью В3.

Задача с калькой. Стенка "Малафеева". Войска ООН.

- модели типовых конфликтов для технических, социальных и межлич­ностных конфликтов.

- Стандарты на решение задач управления коллективами. Примеры.

7. Социальный атом и теория Морено. Социометрия как способ выявле­ния (диагностики) конфликтов в коллективах (социуме). Связь со­циометрии с вепольным анализом. Упражнение: определить свой со­циальный атом в детстве в своей семье.

9. Визуальщики, аудиторы, кинестетики. "Алгоритм" подстройки: по­за, жесты, речь, основная репрезентативная система, основная ведущая система.

10. Тренинг.

11. Психодрама. Правила проведения. Пример психодраматического анализа (женщина и бесконечный мост).

Раздаточный материал (справка по третьему дню, стандарты на реше­ние задач управления коллективами).

ВНИМАНИЕ !!! ИДЕИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ, ИДЕИ НОВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬ­НОСТИ И ДРУГАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ПОЛУЧЕННАЯ НАШИМИ КЛИЕНТАМИ НА СЕМИНАРАХ И КОНСУЛЬТАЦИЯХ НОСИТ КОММЕРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР. ОНА МОЖЕТ БЫТЬ ИС­ПОЛЬЗОВАНА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАШЕЙ ФИРМЫ ТОЛЬКО ПРИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СОГЛАСОВАНИИ С АВТОРАМИ ИДЕЙ С УЧЕТОМ ИХ ПРАВ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ.

5-й ДЕНЬ (16 сентября).

КОНФЛИКТЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

1. Введение в нейро-лингвистическое программирование (НЛП).

2. Линии семинара: теория - практика из разных областей - приме­нение в страховом деле. Аналогия с лампочкой и линзой.

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ И КОНФЛИКТЫ.

1. В основе решения изобретательских задач - разрешение противоречий. Необходимо разобраться в психологических меха­низмах возникновения противоречий и конфликтов.

2. Любой человек способен оценивать любой объект, действие, высказывание, мысль (+, 0, -). Причем оцениваться могут как свои действия, так и действия других людей. Даже сами выстав­ленные оценки могут быть объектом оценивания.

3. Оценки возникают в процессе социального общения. При этом бессознательно учитывается информация, которая может пос­тупать по разным коммуникационным каналам и в результате пере­работки получаемой информации:

Предварительные образы. --------------

Зрительный образ. --------------------                         от-                                                                                |

Звуковой образ. ----------------------                             дель-                                                                                |

Запахи.-------------------------------                                ные                                                                                |

Осязание -----------------------------                              оцен-                                                                                |

Информация, логика.-------------------                        ки                                                                                |    интегральная

Образ событий, фактов.----------------                                                                                              |                                                                                              оценка

Образ внутренних целей личности.------                 (кванты |

Оценки последствий (прогноз).---------                        оценок)|

Социальные, функционально-произв. связи                                                                                              |

Каждый из обозначенный каналов также может иметь свою "оценку", индивидуальную значимость для получения интегральной оценки.

4. Можно (достаточно условно) выделить два взаимосвязанных механизма формирования оценок у людей:

- последовательный - посредством мышления и выстраивания причинно-следственный связей;

- "параллельный" - через эмоции и авторитет уважаемых людей (людей с высокой положительной оценкой).

5. Оценки имеют инерционные свойства. При изменении внешней ситуации оценки могут еще долго не изменяться или вообще ос­таться без изменения. Интегральные оценки имеют большую инер­цию по сравнению с их составляющими. Процесс оценивания чаще всего происходит неосознано, автоматически. Психологическое упражнение "лабиринт" - инерция поиска препятствия.

6. Один и тот же объект, оцениваемый различными способами может получить противоположные оценки, что приводит к конфлик­там. Другой источник конфликтов - изменение внешней ситуации и/или внутренних оценок во времени.

7. Можно выделить два класса конфликтов:

- внешние, когда внутренние желания (оценки) конфликтуют с внешней ситуацией - социальные, социально-технические, техни­ческие и межличностные противоречия;

- внутренние, когда конфликт происходит между желаниями и оценками одного человека (внутриличностные конфликты).

 

Внутренние конфликты могут быть осознанными и бессознатель­ными.

8. Можно выделить три варианта реакции на подобные конфлик­ты:

- изменение внешней ситуации, которая вызывает противоречи­вые группы оценок (обдумывание - решение - действие);

- изменение внутренней системы оценок; (переживания - изме­нение внутренних оценок - разрешение конфликта);

- возведение барьера в цепочке противоречивых оценок (уход от конфликта вместо его решения - пьянство, наркотики, психо­логические расстройства).

9. Пример перехода внутреннего конфликта во внешний: отец испытывает сексуальное влечение к своей дочери. Внутренний конфликт отца переходит к дочери.

Пример разрешения внешнего конфликта изменением внутренних оценок: призыв Карнеги "успокоиться и начать жить".

10. При решении внешних конфликтов используется мышление (область ТРИЗ). При решении внутренних конфликтов необходимо использовать эмоции, переживание. При постановке задачи важно в самом начале определиться: будем решать внутренний или внеш­ний конфликт. В некоторых случаях эффективнее решать внутрен­ний конфликт, а в некоторых - внешний (Кислогубская ПЭС).

11. Система внутренних оценок постоянно изменяется в про­цессе развития человека, изменения внешней среды и под воз­действием социума. Можно выделить два принципа, в соответствии с которыми происходят изменения этих оценок:

- ПРИНЦИП МАКСИМАЛЬНОЙ ПРОСТОТЫ (ЛЕНОСТИ);

- ПРИНЦИП МИНИМАЛЬНОЙ КОНФЛИКТНОСТИ.

Мы стремимся к минимальным изменениям, но при повышении конфликтности ситуации ищем путь к разрешению противоречий.

Пример: мальчик - маменький сыночек; конфликт в юности - основные ценности ребят связаны со спортом и физической силой; идя по пути лености был сделан выбор в пользу "маменького сы-

ночка", что привело в зрелом возрасте к невротическим явлени­ям.

12. Принцип лености рождает, в частности, явление перено­са: оценки одного из коммуникационных каналов общения людей

переносятся на человека в целом; оценки одного поступка пере­носятся на все поведение человека; оценку одного человека пе­реносят на всю социальную группу; оценку группы людей перено­сят на весь социум...

13. Группа людей, которая вынуждена взаимодействовать друг с другом (работа,  учеба, семья, район, город, государство...) постепенно образует социально-психологические связи  или  поле социально-психологических связей.  Это поле (достаточно услов­но) тоже можно оценивать определенным знаком (+, 0. -). Харак­тер  этого  поля  зависит  от его составляющих (системы оценок каждого человека) и процесса социального взаимодействия  людей между собой.  При этом, в соответствии с принципом минимальной конфликтности, происходят изменения оценок или возникают внут­ренние конфликты. Для снижения этих конфликтов могут вырабаты­ваться определенные социальные  механизмы:  этика,  социальная психология, политическая  и законодательная системы...  В воз­никновении конфликтов принимают участие не только люди,  но  и внешние условия  -  природные условия,  особенности производственной, жилой или иной среды.

Возникающие в результате описанного процесса социально-пси­хологические поля могут приводить к таким социальным явлениям, как возникновение и развитие этносов и другим социальным институтам.

НЕОБХОДИМО СТРЕМИТЬСЯ:

- к подвижности и изменчивости Ваших оценок;

- к осознанию составляющих Ваших интегральных оценок;

- не избегать возникающие конфликты;

- спокойно относиться к конфликтам - скоро они

решатся и очень простым способом.

ЭТИ ПРАВИЛА ИЗБАВЯТ ВАС ОТ МНОГИХ ПРОБЛЕМ.

5. Анализ (выявление противоречий) двух задач "Карелиярезерв". Проблема почтовых агентств. Задача Вострякова Алексея Дмитрме-

вича о конфликте в работе агентов. Реклама на телефонном номе­ре.

Пример эффективной рекламы.

1) Рубли  на  бензоколонках

Автор: Фаер С.А. ("ТРИЗ-ШАНС")

Проблема:

Требуется проинформировать потенциальных страхователей клиентов о виде страхования и координатах страхового общества.

Обычная реклама - по телевидению в газетах - дорога и требует постоянного повторения.

Решение:

Вместе со сдачей водителю на бензоколонке выдается само­дельный денежный знак (например бумажный доллар). На знаке до­полнительная информация - о страховании, фирменный стиль и те­лефон.

Плюсы. Доллар окажется в кармане незаметно. Это ново - будут показывать знакомым. Трудно выбросить.

Источник: из личного опыта консультирования.

Раздаточный материал (справка по четвертому дню, по внутрифирмен­ной культуре, о ресурсах для решения задач в коллективах...).

6-й ДЕНЬ (19 сентября).

РЕКЛАМА

1. Повторение за неделю. Задачи в разных областях. Метод проб и ошибок. Вектор инерции. ИКР. Противоречия (требований и свойств). Ресурсы. 4 способа разрешения конфликтов: в прост­ранстве, во времени, системным переходом, с помощью эффектов. Системный оператор. Веполи. Оценки при возникновении конфликтов. Внутренние и внешние конфликты.

ТРИЗ и страхование:

- основные проблемы, чем хороши конкуренты;

- как разорить фирму; проблемы хороших агентов, выбора видов страховок, методики расчета рисков.

- проблема Азаренко (взаимоотношения с одним из клиентов);

- применение морфологического анализа и метода фокальных объектов;

- проблемы почтовых агенств;

- проблема агента: уйти не уходя.

2. Добавления к пятнице:

- способ написания номера

- уточнения по расчетам объема рынка (доход, а не зарплата, Текобанк, мгновенное восприятие сложных условий страховки...

- Карнеги и изменение оценок

- пример с Кислогубской ПЭС.

3. А.Горбовский, Ю.Семенов "Закрытые страницы истории", Москва, "Мысль", 1989, стр. 205.

Боспорский царь Левкон 1 узнал, что многие из его друзей и граждан составили против него заговор. Единственное, на кого можно на­деяться - это купцы, но у них нет никакого стимула для охраны Левкона 1.

Как быть царю?

Боспорский царь Левкон 1, " узнав, что многие из его друзей и граждан составили против него заговор, созвал всех иностранных купцов и попросил у них взаймы все деньги, сколько у кого было, говоря, что ему выдают врагов. Когда же купцы с полной готов­ностью одолжили деньги, он собрал их во дворец, открыл составлен­ный гражданами заговор и попросил купцов быть его телохранителя­ми, так как они получат свои деньги, только если спасут его. И действительно, купцы, желая спасти свои деньги, вооружились и сделались: одни - его телохранителями, другие - стражами дворца. Тогда Левкон при помощи их и наиболее преданных друзей схватил и перебил участников заговора, упрочил за собой власть и отдал куп­цам деньги."

4. Задачи: как уйти после ограбления банка; как дать о себе знать из прошлой эпохи.

5. Внутрифирменная культура. Для чего нужна. Какой должна быть.

6. S-обр. кривые. Развитие дела и коллектива.

9. Карнеги и его премы.

10. Приемы рекламы. Примеры рекламных задач, рекламных девизов, слоганов. Понятие о рекламных кампаниях. Пример рекламной акции страховой компании в С.-Петербурге.

11. Упражнение: узнать скрываемую информацию в разговоре.

12. Холотропное дыхание. Автор - Гроф. Суть метода, отличия от других: дышащий САМ "ведет" свою проблему.

Раздаточный материал (справка по пятому дню, по Карнеги, статья "Принцип лотереи").

 

7-й ДЕНЬ (20 сентября).

РЕКЛАМА

1. Пирамида потребносте по А.Маслоу.

2. Положительные и отрицательные стериотипы по Викентьеву. Примеры рекламных текстов и роликов.

3. Скрытая реклама. Пример из выступления М.С.Горбачева (пе­реключение внимания, скрытая самореклама - нет мест, первое слово дал залу - анализ настроений).

4. Стимулирование рынка. Средства стимулирования, Доля рекламы и стимулирования в расходах фирмы в фазе развития (соот­ветственно 40 и 10 процентов). Стимулирование на подъеме и на спаде спроса товара или услуги.

5. Рекламные кампании. Примеры рекламных кампаний.

Из работы С.Фаера и др. консультантов системы "ТРИЗ-ШАНС":

"СМЕХОВИНЫ".Вновь изобретенные слова с частичкой "ЧУПС". Или

замена словом "чупс" других слов. ПРИМЕРы. "Я помню чуПное мгно­вение..." "Скоро в Москве появятся двухэтажные чупсы..." "Чуппо­лино" "В этой стране есть чуповище..." "В Сингапуре родился ребе­нок с чупсом во рту..." Общий смысл. Необходимо взять любую газе­ту и заменять слова "чупсами". Надо несколько раз предложить это делать по радио. Скороговорка. "Чуют чукчи чупа-чупсы, да не чупствуют".

6. Тренинг решения задач.

1.ФИЗИКА. РЕКЛАМА.

2.

3.Вот что увидел в Японии писатель Илья Фоняков:"Над прилав­ком в магазине висит медный кран. Обыкновенный кран, какие есть в каждой кухне.  Но он висит в воздухе и из него льёься вода".  Как сделан этот рекламный трюк?

4.Вода подаётся вверх по стеклянной трубке, на которой и закреплён кран, переливается через края трубки и создаёт иллюзию "висящего крана".

5."Лестница идей". Викентьев И.Л., Кайков И.К.с.56.

1.Новожилов Александр Викторович, Клуб "Еретик", Петроза­водск.

2.Физэффекты.

3.На ипподроме колумбийской столицы Боготы одна из лошадей прямо со старта взяла бешеный темп и пришла к финишу первой. Судьи заподозрили неладное. Однако допинговый контроль ничего не дал. Допинг всё-таки был. Ловкачи подложили под седло лошади ку­сочек сухого льда, который причинял животному боль. К финишу лёд испарился.

4.Знание сила №5-1993 с.160.

1. В.И.Тимохов (ТРИЗ-ШАНС).

2. Английский писатель и художник Кит Уильямс подготовил к выпуску детскую книжку "Маскарад". На рынке обилие книг и гаран­тий,что книгу будут покупать, нет. Предложите идеи, которые пол­ностью гарантируют сбыт книги.

3. Накануне выхода в свет книги ее автор изготовил из чисто­го золота 20-сантиметровую фигурку своего героя (зайца), украшенную шестью бриллиантами, положил в сосуд и в присутствии свидете­ля закопал.

Затем Ульямс и издательство сообщили будущим читателям книги о зайце.  Ответ на вопрос: - Где его закопали? - предлагали найти читателям, обнаружив в тексте ключевые фразы.

Тираж книги рос как на дрожжах. Три с половиной года читате­ли искали золотую фигурку и, наконец, ее открыли.

4. Тема: ИКР, прием "Лоторея".

5. Серия "Знак вопроса", 1989 г., N7, стр.10, издательство "Знание".

7. Игра: КАРЕЛИЯРЕЗЕРВ НЕ НУЖНА ? Преимущества Карелиирезерв перед другими страховыми фирмами, работающими в Карелии.

8. Модель цивилизации. Принцип минимальной конфликтности.

=================

| Естественная       -----

|     среда                 |   | ==============

| - - - - - - -                |   ---  ОБЩЕСТВО  |

| Искусственная      |   | ==============

|     среда                 -----    |     |

=================                |           --------

============                                  ============

|  ЛЮДИ         |           | КУЛЬТУРА |

============                                  ============

9. Приемы: альбом и справка. Решение двух задач по таблице.

10. Психосоматические явления. Луиза Хей "Как исцелить свою жизнь".

11. Пример использования бессознательного при решении задач; создания нового этноса (империи Хунну); различий этических норм в разные времена и в разных цивилизациях. Из картотеки Тригуба А.В., фирма "Петро-ТРИЗ", г.Петрозаводск. ЗАДАЧА:

Шаньюй Тумань, вождь сильного объединения племен Хунну, имел 2-х сыновей от разных жен. "Престол" хочется передать любимому младшенько­му, но по закону надо нелюбимому старшему по имени Модэ. Убить его? Плохо. Теряется политический авторитет, доверие младших вождей, родс­твенников, ослабляется власть... Как быть?

Противоречие: - надо убить Модэ, чтобы осчастливить младшенького;

- нельзя убивать, чтобы не ослабить власть.

ИКР: - Модэ сам убивает себя (т.е. совершает самоубийство).

Но Модэ физически и психически вполне здоров и не видно путей принуждения к самоубийству.

Шаг назад от ИКР: - Модэ убивает кто-то (враги). Здесь просматри­вается и политический выигрыш: усиление патриотизма, а значит усиление власти.

Ресурсы: окружающие сильные и слабые племена, с которыми сущест­вуют напряженные отношения (прямой войны ни с кем сейчас нет).

РЕШЕНИЕ: - Тумань отдает Модэ в качестве заложника мирных отноше­ний сильному соседнему племени, а затем нападает на них. Модэ, как за­ложника, должны были убить, но ему удалось похитить коня, сбежать и

вернуться к отцу. Тумань изобразил восхищение и поставил Модэ командо­вать туменом (10 тысяч воинов вместе с семьями), отстранив его таким образом от управления.

ЗАДАЧА:

Модэ хочет занять высший пост, но он отстранен от управления. Правит отец (Тумань) и его младший сын (брат Модэ). Как быть? Надо уничтожить отца (брата потом будет легче), но отец хорошо защищен приближенными и охраной, да и не доверяет Модэ и не приближает его к себе.

Противоречие: - нужно убить правящего отца, чтобы захватить вер­ховную власть;

- нельзя убивать отца, так как при этом охрана и приближенные убьют и самого Модэ.

ИКР: - Х-элемент убивает отца так, что охрана и приближенные не могут убить Модэ.

Ресурсы: приближенные и охрана отца, сам Модэ и его воины, армия отца, окружающая среда (земля, воздух, вода).

РЕШЕНИЕ: - в качестве Х-элемента Модэ применил наиболее надежный ресурс - себя и своих воинов. Но воинам нельзя скомандовать убить вер­ховного правителя - они не выполнят команду. Их нельзя вовлечь в заго­вор - они сообщат Туманю о заговоре. Значит они должны сделать свое дело автоматически, не задумываясь. И Модэ начал обучать свою конницу. Модэ начинает пользоваться при стрельбе из лука стрелой со свистком. Всем воинам приказано пускать стрелы лишь за его свистящей стрелой. Нарушение всегда карается смертью. Через некоторое время, чтобы прове­рить дисциплину, он внезапно выстрелил в своего коня. У его воинов бы­ли меченные стрелы. Тем, чьих стрел не оказалось в трупе коня, немед­ленно отрубили головы. Через некоторое время он выстрелил в свою кра­савицу-жену. Опять отрубил головы. После одной из охот он выстрелил в коня отца. Головы рубить не пришлось. На следующей охоте Модэ выстре­лил свистящей стрелой в отца... Сразу же после того как отец превра­тился в сплошной клубок стрел - Модэ уничтожил мачеху, брата и непод­чинившихся старейшин. Впоследствии Модэ создал огромную (от Байкала до середины Китая и до озера Балхаш) империю, которая существовала 1500 лет (2-й век до н.э. - 13 век н.э.), мощью не уступала Китаю и держала его в постоянном напряжении.

(Л.Н.Гумилев, "ХУННУ", изд. "Тайм-аут", СПБ,

1993 год, стр. 52-53).

Раздаточный материал (справка по пятому дню, по приемам разре­шения физических противоречий).

Резюме: что понравилось?; что не понравилось?; предложения (как можно улучшить семинар, что можно убрать, что добавить); можно ли применить материал семинара в страховом деле; будете ли применять этот материал?

8-й ДЕНЬ (21 сентября).

1. Учебные задачи.

- подвижная медаль

- безвредная пуля

- куриное яйцо и цыпленок

- отрезанная голова гуся

- бумажный мешок

- набор продуктов за 45 минут (8 из 60)

Из картотеки Когана Г.А. и Волкова В.И.

Правитель Сиракуз, желая побудить ионийцев к восстанию против персидского царя, послал к нему своего вестника с секретным посланием. Гонцу остригли волосы, расписали на ней текст обращения к ионийским грекам и дали волосам снова отрасти.

Основатели первой трамвайной линии в России в Петербурге столкнулись с непреодолимым, на первый взгляд, противоре­чием. Им было запрещено прокладывать трамвайные пути по земле, т.к. перевозку пассажиров по улицам города монопо­лизировало акционерное общество, занимающееся конным под­возом. Первые трамвайные пути в России были проложены по воде..., т.е. по льду Невы.

Советский генетик А.С. Серебровский в 1927 г. вывез из Германии новую очень дорогую породу кроликов "рекс", ме­тодом, который не пришел бы в голову даже самому искушен­ному контрабандисту. Желая сэкономить государству валют­ные средства, он повез через таможню двух внешне обычных, беспородных кроликов, но каждый из них был гетерозигот­ным, т.е. имел генетический материал породы "рекс". Дома, скрестив этих кроликов, он получил чистую породу "рекс".

Один купец взял в долг деньги у ростовщика. Если купец не успеет отдать деньги в срок, то ростовщик получает воз­можность вырезать сер (около 1 кг) мяса из любой части его тела. Так было записано в договоре. Купец опаздывал всего на один день, но жестокий ростовщик отказался взять деньги. Он давно мечтал убить этого купца, конкурента. Как соблюсти договор и в то же время спасти купца? Вер­ховный судья Бирбал разрешил ростовщику вырезать сер мяса из тела купца, но предупредил, что если кусок мяса будет весить чуть больше или чуть меньше одного сера, то рос­товщика казнят.

2. Линия "моно-би-поли".

3. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) и ТРИЗ-анализ.

4. Саморегуляция.

5. Отстройка от конкурентов (задача Карелиярезерв).

Раздаточный материал (справка по седьмому и восьмому дням, бизнес анекдоты из картотеки С.В.Лалина, справка по би-принципу).

Система профессиональных разработчиков

и преподавателей "ТРИЗ-ШАНС"

Фирма "Петро-ТРИЗ"

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТРИЗ-АНАЛИЗА предприятий и организаций.

1. Эксперты ТРИЗ руководствуются теми целями и задача­ми, которые поставлены самим предприятием и его руководс­твом. Эксперты могут совместно со специалистами развивать и уточнять их, но не подменять другими, более "выгодными" или "благородными".

2. Эксперты проводят анализ в тесном сотрудничестве с работниками предприятия всех уровней: от директора до непос­редственных исполнителей.

3. Информация, полученная экспертом от консультанта не может быть обращена против самого консультанта или его предприятия (фирмы).

4. Цель эксперта - помочь не только предприятию или уч­реждению в целом, но, по-возможности, и каждому его работни­ку в отдельности. Желательно придерживаться принципа: есть проблемы, но нет виновных, есть недостатки, но нет злоумыш­ленников.

5. Эксперты стремятся не давать оценок отдельным лич­ностям предприятия, не занимаются кадровой политикой - это исключительное право предприятия и его руководства. При ана­лизе деятельности отдельных людей недопустимы оценки типа "плохой" и "хороший".

6. Эксперт не подменяет функции и обязанности отдельных работников предприятия. Деятельность эксперта можно сравнить с работой тренера. Естественно, что его задача не в том, чтобы, например, бегать быстрее других, а чтобы, первыми к финишу приходили его подопечные. 

7. Эксперты стремятся достичь наилучших результатов при минимальных изменениях на предприятии

ВНИМАНИЕ !!! ИДЕИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ, ИДЕИ НОВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬ-
НОСТИ И ДРУГАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ПОЛУЧЕННАЯ НАШИМИ
КЛИЕНТАМИ НА СЕМИНАРАХ И КОНСУЛЬТАЦИЯХ НОСИТ
КОММЕРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР. ОНА МОЖЕТ БЫТЬ ИС-
ПОЛЬЗОВАНА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАШЕЙ ФИРМЫ ТОЛЬКО
ПРИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СОГЛАСОВАНИИ С АВТОРАМИ
ИДЕЙ С УЧЕТОМ ИХ ПРАВ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ
СОБСТВЕННОСТЬ.

  на главную | наверх