русский | english

Поиск по сайту ТЭММ

НОВОСТИ НАУКИ 

Книга "Биография искусств"

Перевод технической литературы

__________________
К нам можно обратиться по адресам:

mik-rubin@yandex.ru -
Рубин Михаил Семенович
julijsmur@inbox.ru -
Мурашковский Юлий Самойлович 

http://www.temm.ru
2009 ©  Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей. При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны. 

 

 

на главную написать письмо поиск карта сайта

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРИЗ - ТРТЛ

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРИЗ - ТРТЛ

М.С.Рубин, Петрозаводск, 1991 г.

Трудно писать о ТРИЗ-ТРТЛ в целом. Разные направления, подходы и цели объединяет сейчас тризовское движение. Тем важнее попытаться увидеть общую картину и тенденции развития ТРИЗ-ТРТЛ. Прогноз — можно и так назвать попытку систематизировать накопившиеся за последнее время мысли о нашем движении.

Главная цепь ТРИЗ-ТРТЛ — каждому человеку должно быть доступно творчество самого высокого уровня. Все, что мы делаем в ТРИЗ, разработано в теории, написано в книгах и изучается на семинарах — ради достижения этой Цели. С ее высоты мы и попытаемся наметить перспективы развития движения.

ТРИЗ и ТРТЛ можно рассматривать на трех уровнях: тео­рия, практика и обучение. Таким образом, выделяются шесть направлений ТРИЗ-ТРТЛ, каждое из которых имеет свои осо­бенности. Рассмотрим их подробнее.

1.1. ТРИЗ-теория. Можно выделить три оси развития этого направления. Первая ось — развитие традиционной, класси­ческой ТРИЗ. Здесь теория уже сложилась как достаточно полная и работоспособная система. В бли­жайшее время трудно ожидать принципиаль­но новых шагов в этой области. Что-то, безусловно, будет уточняться, детализиро­ваться, но одновременно это будет приво­дить к разбуханию и усложнению механизмов решения задач. Эта тенденция просматрива­ется уже сейчас. Такое положение связано с отсутствием, на мой взгляд, острой необхо­димости в развитии теории. Задачи решать можно, для обучения материала более чем достаточно. Возникают проблемы с перево­дом ТРИЗ на ЭВМ, но пока и в этой области достаточно материала, накопившегося за по­следние десятилетия в ТРИЗ.

ТРИЗ ТРТЛ
ТЕОРИЯ а) Классическая ТРИЗ: детализация и разбухание. 6) Переход в надси-стему: ТРТС, прогнозирование, в) ТРИЗ в других областях и в сочетании с другими методами . г) Историческая ТРИЗ. Уточнение шагов ЖСТЛ. Выход в надсистему: — творческие коллективы, — общество, главным вектором которого является творчество. Опасность порчи
ПРАКТИКА От ФСА к ТРИЗ-анализу. Подготовка профессиональных решателей и аналитиков. Прикладная ТРТЛ. Проблема выбора (формирования) Достойной Цели. Инструментализация шага «встреча с чудом». Подготовка исследователей.
ОБУЧЕНИЕ Специализация обучения по возрастам и специальностям. Система непрерывного обучения. Развитие системы «книг». Проблемы качества и единого языка тризов-цев. Подготовка преподавателей (наставников) по ТРТЛ. Статьи и книги по формированию (самовоспитанию) творческих личностей.

Вторая ось этого направления — переход от ТРИЗ к ТРТС, синтезу технических систем и их прогнозированию. Пик развития здесь, видимо, еще впереди.

Возможные области разработок:

А. Специализация теории для решения определенных классов задач и технических систем. Назначение ТС и условия, в которых она работает, откладывают определенный (закономерный) отпечаток на ее развитии. Сейчас в ТРИЗ подобные особенности учте­ны, например, для задач на измерение и об­наружение. Возможно, удастся выделить и другие характерные классы задач.

Б. Проектирование развития ТС вместо решения изобретательских задач. Противо­речия ТС необходимо предвидеть и разре­шать заблаговременно, не дожидаясь их обострения. Эта проблема выходит за рамки чистой техники. Необходимо развитие соци­ально-технического прогнозирования. Техни­ка развивается во взаимодействии с человеком и обществом. Важно учитывать это при разработке долгосрочных прогнозов. Социально-техническое прогнозирование — это система взаимосвязанных прогнозов от систем верхнего яруса — цивилизация, ре­гион — до конкретных технических систем (например, система прогнозов: БТМ — го­род — ТЭЦ — котельный цех ТЭЦ). Социаль­но-техническое прогнозирование должно дать возможность выбора стратегии развития ТС, облегчить переход от изобретательской ситуации к изобретательской задаче.

Третья ось связана с переходом к новым областям: электронике, искусству, науке, те­ории развития теорий. Объединение ТРИЗ с другими науками, методами, теориями впол­не закономерно. При этом, однако, возникает опасность — потерять «лицо» ТРИЗ, его ха­рактерные признаки. Попытаемся перечис­лить некоторые из них:

—  сбор и ранжирование по уровням го­тового или нового информационного фонда;

—  построение теории на основе верхних ярусов информационного фонда, связанных с творчеством высокого уровня;

—  стержневые понятия теории

— иде­альная система и противоречия;

—  тесное взаимодействие развития тео­рии, обучения и практики;

— простота, доступность и системность.

Еще одной осью ТРИЗ-теории, на мой взгляд, может стать историческая ТРИЗ. На­зову только несколько из возможных тем:

—  история развития ТРИЗ;

—  закономерности развития древних ци­вилизаций с позиций ТРИЗ;

—  история и закономерности развития способов (приемов, механизмов) преодоле­ния технических противоречий с древнейших времен — «палео-ТРИЗ».

1.2.  ТРИЗ-практика. Сейчас проводится немало работ, связанных с анализом произ­водства с применением ТРИЗ. По инерции прошлых лет эти работы продолжают назы­вать функционально-стоимостным анализом.

На самом деле в ТРИЗ-анализе уже мало чего осталось от ФСА. Функционально-сто­имостной подход далеко не всегда оказыва­ется применимым и эффективным. Гораздо гибче индивидуальный подход: нахождение критериев выбора наиболее актуальных за­дач для каждого конкретного случая. Крите­рий стоимости становится частным, одним из возможных. Методологию нахождения кри­териев анализа, видимо, еще предстоит раз­работать. Она допжна быть направлена на преодоление противоречий, которые могут возникнуть между целью анализа и главной функцией системы, с одной стороны, и до­ступным на данный момент времени инфор­мационным фондом — с другой. Необходимо собрать и проанализировать информацию о подобных противоречиях и способах их раз­решения. Универсальным критерием, напри­мер, может стать поиск главного, наиболее острого на данный момент противоречия. Ча­сто это оказывается сделать проще, чем ана­лизировать несоответствие между важностью функций и их стоимостью.

Актуальным для ТРИЗ-анализа является и создание банка техно-эффектов, позволяю­щего переходить от идеи решения к конкрет­ной технологии. Развитие ТРИЗ-анализа еще впереди, но уже сейчас он эффективнее, глубже и гибче, чем классический ФСА.

1.3.   ТРИЗ-обучение.   Это   направление развивается наиболее активно и полно. Обу­чение проводят в детских садах, в начальной школе, в средних и старших классах, в инсти­тутах, на производстве. Обучают инженеров, педагогов, ученых, социологов, психологов, менеджеров, врачей... Существуют различ­ные по объему, форме проведения и цепям курсы, например, для решения задач, для об­щего развития, ознакомительные, с сауной, с «Изобретающей машиной»...

Главная проблема — качество обучения. Достигаться оно может, прежде всего за счет построения системы книг, пособий, видеома­териалов, концепция которой была предло­жена Г.С.Альтшуллером. Необходимы программированные пособия по обучению ТРИЗ, обучающие программы дпя ЭВМ (со­здание программированных пособий должно опережать разработку обучающих подсистем «Изобретающей машины»). Необходимо раз­вивать систему подготовки и повышения ква­лификации преподавателей ТРИЗ.

Типичная ошибка в обучении — выход на новую аудиторию или тематику опережает теоретические работы в этой области. К со­жалению, довольно часто эта ошибка стано­вится очевидной уже после семинара.

Еще одна опасность, о которой уже писал Г.С. Альтшуллер: разноязычие тризовцев. Речь идет не о распространении ТРИЗ за ру­бежом, а о разном толковании понятий и тер­минов, разных материалов, используемых при обучении. Если преподаватели далеко не всегда понимают друг друга, то что будет с их слушателями? Хорошая профилактика раз­ноязычия — совместные семинары разных школ, общение на страницах «Журнала ТРИЗ». Исследования, право на свою точку зрения — все это, безусловно, необходимо, но необходим и язык общения, понятный для всех.

2.1.   ТРТЛ-теория. В отличив от ТРИЗ в ТРТЛ гораздо труднее гарантировать резуль­тат — формирование ТЛ. Имеется несколько причин такой ситуации:

—  трудности с выбором (формировани­ем) Достойной Цепи;

—  возникновение ТРТЛ опередило появ­ление механизмов решения задач вне техни­ки;

—  формирование ТЛ гораздо более труд­ный, сложный и длительный процесс, чем ре­шение изобретательских задач.

Развитие ТРТЛ должно идти интенсивнее, чем ТРИЗ. Здесь больше белых пятен, боль­ше вопросов и проблем. Можно выделить два направления развития ТРТЛ: детализация шагов и выход в надсистему.

Детализация шагов может идти двумя пу­тями:

—  за счет пополнения картотеки биогра­фий творческих личностей;

—  за счет опыта практического исполь­зования ТРТЛ.

Выход в надсистему тоже может быть разным:

—   изучение формирования, развития и распада творческих коллективов (таких как импрессионисты, Битлз,  научные школы  в физике или математике);

—   проектирование общества, в котором шаги ВС против ТЛ, хотя бы частично, ослаб­лены. Примером такой работы может быть статья «Спорт — западня XX века». Один из ее выводов: главным вектором общества бу­дущего должно стать творчество. При этом спорт потеряет свою значимость, перестанет играть роль конкурента Достойной Цели.

Центральная проблема ТРТЛ — выбор Достойной Цели. Возможно, социально-тех­ническое прогнозирование сможет дать не­прерывно развивающийся куст задач, способных формировать ДЦ. Еще одна важ-ная проблема ТРТЛ — инструментализация  шага ЖСТЛ «встреча с чудом».  ТРЛ легко (гораздо легче, чем ТРИЗ) поддается порче. Возможный выход — под­готовка, исследователей высокого уровня и переход к практической ТРТЛ, способной по­казать реальную значимость тех или иных предложений, уточнений или добавлений к ТРТЛ.

2.2.          ТРТЛ-практика. Речь идет не о лекци­ях по ТРТЛ, а о целенаправленном формировании ТЛ. Это одна из самых важных и в то же время неизведанных областей ТРИЗ-ТРТЛ. Делаются только первые робкие шаги: воспитание собственных детей, кружки, со­всем робко — школьники. При этом нет ни программ, ни правил, предупреждающих об ошибках. Каждый продвигается практически впотьмах.

Важнейшая проблема — подготовка ис­следователей. Без ее решения все проблемы ТРИЗ-ТРТЛ будут развиваться по наименее желаемому из возможных вариантов. Нужны разработки по ведению исследовательских работ, например, теория развития теорий, ис­тория развития ТРИЗ-ТРТЛ.

Со временем ТРТЛ-практика может дать толчок развитию ТРТЛ-теории. На мой взгляд, интересных результатов можно ожидать от практического использования идей ТРТЛ при воспитании своих детей.

2.3. ТРТЛ-обучение. Трудно назвать обу­чением поверхностное ознакомление на се­минарах по ТРИЗ (причем, далеко не на всех) с основными идеями ТРТЛ. Что-то, безуслов­но, дает даже такое беглое знакомство с ТРТЛ. Кроме того, сейчас появляется все больше публикаций по ТРТЛ. Однако, это — пассивное обучение, рассчитанное на то, что люди сами найдут способ приложить теорию к своим проблемам. ЖСТЛ показывает, что для формирования ТЛ нужны наставники. Не­обходимо начать подготовку наставников (преподавателей-педагогов, родителей, ру­ководителей кружков). Нужны и книги по ТРТЛ для детей.

Коротко подведем итог по перечислен­ным направлениям развития ТРИЗ-ТРТЛ. Бро­сается в глаза: в ТРИЗ обучение опережает практику и теорию, а в ТРТЛ, наоборот, — практика и обучение отстают от теории. На мой взгляд, необходимо создавать систему формирования творческих личностей. Имен­но эта проблема в первую очередь требует дальнего прогнозирования. Через 15-20 лет о ТРИЗ будет известно практически всем. Эф­фективность применения ТРИЗ окажется ог­раниченной цепями и качествами творческих личностей. Эту проблему невозможно будет решить быстро, к ней необходимо готовиться уже сейчас. Из каких блоков должна состоять система формирования ТЛ, какие теоретиче­ские и экспериментально-практические ра­боты необходимо выполнить для ее создания — проблем много. Без их решения не удастся в полной мере достичь главной цели ТРИЗ-ТРТЛ — обеспечить право каждого человека на Творчество.

Обзор проблем ТРИЗ-ТРТЛ несет, безус­ловно, отпечаток личных взглядов автора. Те­ма системного анализа ТРИЗ-ТРТЛ многогранна. У каждого могут быть свои под­ходы. Было бы интересно и полезно узнать мнение преподавателей и разработчиков ТРИЗ-ТРТЛ о перспективах развития тризов-ского движения.

Получено редакцией "Журнала ТРИЗ" 19.11.91

Опубликовано в "Журнале ТРИЗ" № 1.2, 1991 г

  на главную | наверх